Тайны книжных переплетов
История книгопечатания - от драгоценности к ширпотребу. Какие тайны таят в себе старинные переплеты? Как менялись традиции? Удивительные находки - это награда за месяцы кропотливой работы реставратора.
Острый скальпель и мягкая кисть. Бумажные листы за несколько веков стали хрупкими и требуют исключительно взвешенного подхода. Вплоть до XIX века книги в России печатались на так называемой тряпичной бумаге. От нас в Европу везли отходы мануфактур, обратно – бумагу - весьма дорогую, зато качественную.
"Под воздействием воды тряпичная основа превратилась в какую-то ватообразную субстанцию. Наша целлюлозная бумага так просто бы не сохранилась. А этими старыми книгами, которые прожили столько времени, можно еще пользоваться", - рассказывает заведующая отделом реставрации рукописных и старопечатных книг Государственного исторического музея Светлана Корякина.
То, что написано пером чаще всего страдает от влаги и плесени. Но с помощью воды старые книги и спасают. Ванна для раритета - обычная процедура. Противопоказанием являются разве что чернила на основе сажи, поскольку они смываются. А главная задача реставраторов - восстановить бумажную основу, не повредив текста.
К авторству предков вообще отношение особое. "Текст не восстанавливается - это реставрационная этика. Мы не знаем, что именно было написано в утраченных местах, поэтому мы текст не восстанавливаем", - объясняет художник-реставратор Ирина Мелихова.
Реставраторы книг - специалисты по самым разнообразным материалам - пергамент, бумага, дерево и даже металл. Ведь дело приходится иметь с монастырскими рукописями XI века и с изданиями начала прошлого столетия. Нередко нужно исправлять огрехи своих не слишком квалифицированных предшественников.
Киево-Печерский пятерик XVII века. Один из прежних владельцев предпринял попытку самостоятельно отреставрировать ценную книгу. Вместо, видимо, сгнивших картона или доски он подложил под кожу переплета листы из другой рукописи. Теперь реставраторам придется буквально по листочку разобрать эту склеившуюся массу, ведь эта рукопись может оказаться не менее ценной, чем сама книга.
Старые переплеты часто хранят исторические тайны - дарственные надписи, даты, имена. Даже целые миниатюры бывают скрыты под более поздней обложкой. "Случалось у каждого: поднимаешь форзац, а под ним действительно какой-то старый форзац, или на корешке надпись, или на форзаце какие-то записи писца. Вот такие интересные бывают случаи", - рассказывает реставратор-переплетчик Татьяна Авдусина.
По наблюдению переплетчиков исторического музея, халтурить отечественные книгоиздатели начали еще в XVIII веке. Кожа переплетов этого периода на редкость плохого качества.