Старые стены и новые технологии
Даже на фоне общегородского жилого фонда, не избалованного новостройками (за исключением окраин), Управляющая компания «Ремстройбыт» имеет такой жилой фонд, которому не позавидуешь. Конечно, в последние годы и здесь появляются новые многоэтажки, однако больше домов не просто старых, а старинных, часто деревянных, которым более ста, а то и все 180 лет. И все же коллектив УК «Ремстройбыт» не унывает, действуя по принципу «Делай, что должно».
О проблемах и их решении рассказал директор УК «Ремстройбыт» Иван Васильевич Бидзиля.
- Наша компания обслуживает жилой фонд от площади Ленина до Бердской. Особенность обслуживания этого жилого фонда в том, что много старых, иногда совсем ветхих домов. В прошлом году четыре дома признали аварийными. Их потихоньку расселяют, но немало других, где процент износа тоже велик. Впрочем, появились и новые многоэтажные дома. Конечно, там работы тоже хватает, но это совсем другой уровень коммунальных услуг.
На обслуживании «Ремстройбыта» около 250 домов. (Цифра все время меняется: одни дома признаются аварийными и сносятся, другие строятся и входят в эксплуатацию.) 35 домов - это высотные, современные и благоустроенные. А 115 - старые, часто - деревянные, неблагоустроенные, да еще со множеством сарайчиков вокруг, что только увеличивает пожароопасность. Есть дома, стоящие почти в центре, где до сих пор остаются уличные туалеты, дровяники.
Трудность обслуживания «деревяшек» в том, что изначально они не предусматривались для коммуникаций: сто лет назад люди топили печи, за водой ходили к колодцу или к реке. А потом постепенно они начали благоустраивать свои дома, часто самостоятельно, не соблюдая технических норм: кто-то провел в квартиру водопровод, канализацию, ванну поставил... И все это привело к проблемам, которые вынуждены теперь решать специалисты нашей компании. Мы не жалуемся, делаем, что можем. В новых-то домах таких проблем нет, а вот в старинных наши сантехники, электрики и другие специалисты порой устраняют неполадки или переделывают коммуникации, проявляя чудеса изобретательности.
Взять те же приборы учета. Мы выполняем программу по установке приборов учета, но, к сожалению, не во всех старых домах технически возможно установить эти приборы. Иной раз трубы в квартире проложены так, что никакой счетчик туда уже не протолкнешь. На такие дома составляются акты.
Еще одна проблема (она общая, пожалуй, для всех управляющих компаний) - это оплата коммунальных услуг жильцами. По опыту могу судить, что за коммунальные услуги лучше рассчитываются те, кто приватизировал квартиры. Мы проводили анализ по расчетам и пришли к выводу, что за муниципальное жилье квартиросъемщики рассчитываются неохотно. Многие копят долги. Мы подаем в суд, но, как правило, даже при благоприятном для компании судебном решении, когда приставы приходят в дом, чтобы изъять имущество в счет долга, изымать бывает нечего. В настоящее время должники накопили в общей сумме порядка 10 млн. рублей.
Впрочем, даже в этих условиях мы продолжаем внедрять современные технологии, участвуем в программах по энергосбережению, по сохранению тепла: например, автоматические узлы управления, терморегуляторы, датчики шумовые и датчики движения. Ставим люминесцентные лампы, светильники на 18 ватт (вместо прежних 60-ваттных). Хорошо экономят энергию датчики движения по системе «умный дом». Мы только в прошлом году таких датчиков поставили около 500. Это очень удобно и экономично. Просят их все - и в новых домах, и в старых. Сначала проводили и датчики движения, и шумовые. Но датчики движения быстро выходят из строя. А шумовые более надежны, их и ставим. Человек вошел в подъезд, датчик включается, поднялся на этаж, загорается лампочка, а нижняя выключается. Ставим мы и пластиковые окна в подъездах. Например, сейчас установка стеклопакетов проходит по переулку Красному, в доме № 4. Жильцы очень довольны.
Есть свои трудности и при обслуживании многоэтажек. На высотках вода в верхние квартиры не поднимается, и приходится устанавливать водонапорные станции, а это весьма дорогостоящее оборудование. Но мы обязаны обеспечить людям достойное качество проживания и мы на это идем.
Словом, при любых обстоятельствах работать надо, и мы стараемся обеспечить населению, которое обслуживается в нашей компании, комфортное проживание.