Штрафы за нарушение правил безопасности в полете увеличат в 50 раз
Поправки в Административный кодекс об ужесточении наказания пассажиров воздушного судна приняты Госдумой в первом чтении.
Сообщения о дебошах, драках, оскорблении бортпроводников и прочих хулиганствах пассажиров на борту самолетов появляются довольно часто, отмечает DailyOnline. Так, в апреле этого года пассажир, летевший рейсом компании «Трансаэро» из Москвы в Доминиканскую Республику, был наказан за хулиганство в полете. Авиаперевозчик отказался брать его на борт по дороге в Москву, и ему пришлось покупать обратный билет во второй раз.
В июле 2007 года за решетку на 10 суток отправились зачинщики драки в салоне самолета авиакомпании «Россия», следовавшего из Санкт-Петербурга в Даламан. Один из нетрезвых пассажиров стал приставать к девушке, за которую вступился ее спутник. Экипаж не сумел охладить пыл драчунов и принял решение о возвращении в Петербург, где зачинщики ссоры были арестованы.
Авиакомпании стараются не допускать подобных форс-мажоров (подобные отклонения от графика обходятся авиаперевозчикам в миллионы рублей), но иногда приходится принимать и такие дорогостоящие решения. Впрочем, чаще всего буйных успокаивают соседи по салону или бортпроводники, причем виновники нештатной ситуации никакой ответственности не несут.
Сегодня правила поведения пассажиров на борту российских самолетов регулируются несколькими юридическими документами, в том числе Гражданским, Уголовным, Административным и Воздушным кодексами и правилами Международной ассоциации перевозчиков.
В настоящий момент в России в большинстве случаев нарушение правил поведения на борту воздушных судов подпадает под статью 20.1 КоАП «мелкое хулиганство» и обычно карается небольшим административным штрафом. Максимальное наказание, предусмотренное данной статьей, — административный арест на срок до 15 суток.
Согласно статье 11.17. КоАП «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте» за невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне, законных распоряжений командира судна пассажиру грозит предупреждение или наложение административного штрафа в размере 100 рублей.
Между тем, за пределами РФ штраф за правонарушение может доходить до нескольких тысяч евро. Возможно и тюремное заключение — например, до 10 дней зиндана в арабских странах. В Европе же заключение под стражу чревато также последующим занесением в банк данных ЕС, которое учитывается консульствами при принятии решения о выдаче визы.
«Воздушное судно по закону считается суверенной территорией того государства, которому оно принадлежит, — рассказал руководитель отдела надзора за деятельностью авиации общего назначения Госавианадзора Владимир Заболотный, — за любое нарушение к пассажиру применяются законы этого государства».
Однако, здесь существуют оговорки. К примеру, если речь идет о российском самолете, то командир корабля, согласно Воздушному кодексу РФ, имеет право вернуться в аэропорт вылета или совершить посадку в любом аэропорту по пути следования, чтобы высадить пассажира, если тот совершает противоправные действия. Далее к нарушителю будут применены законы государства, где совершена посадка.
«Я сам лично, будучи командиром воздушного судна, не меньше 10 раз высаживал пассажиров, которые устраивали дебош, — рассказал Заболотный, — Один раз летели в Таиланд. И несколько товарищей в подпитии учинили драку, детей своих побили, жен, стали на проводников уже набрасываться. Мы приняли решение сесть в аэропорту Дубаи. Высадили нарушителей, там их забрала полиция местная и по закону Арабских Эмиратов их отправили на 10 дней в зиндан (это у них тюрьма такая) — яма в земле, решетка сверху, если нарушители начинают дебоширить, их там еще палками по пяткам бьют. К обратному рейсу мне этих пассажиров доставили. Тихие, смирные, ни слова за весь полет не вымолвили».
Согласно законопроекту, который 9 июня принят в Госдуме в первом чтении, в скором времени за невыполнение пассажирами самолетов законных распоряжений командира повлечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 5000 рублей.
«По мне штраф — это не та мера, которая поможет. Я бы вообще на всех дебоширов надевал наручники и не выпускал их из самолета по прилету. Введите штраф хоть 5 тысяч, хоть 10, бояться будут те, кто летает эконом-классом и ведет себя скромно, «распальцованные», которые летают бизнесом, для них этот штраф ничего не значит. По мне на правонарушителей надо надевать наручники и не выпускать из самолета по прилету», — считает Заболотный.
Думцы планируют узаконить и наказание для пилотов, которые позволяют себе перед полетом употреблять алкоголь. Так, летчика могут наказать лишением прав на вождение воздушного судна от 2 до 3 лет за исполнение обязанностей в нетрезвом состоянии, за отказ от медицинского освидетельствования на предмет алкогольного опьянения и т.д.
Умышленное сокрытие авиапроисшествия, инцидента, сведений о них, а равно искажение информации, совершенное должностным или юридическим лицом, обязанным обеспечивать их доведение до сведения уполномоченных органов, влечет штраф на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей, должностных лиц — от 4000 до 5000 рублей, на юридических лиц — от 10 тыс. до 15 тыс. рублей.
«Вопрос в воспитании, а не в наращивании административной кувалды. Мы не стремимся просто взвинтить штрафы, а принимаем законопроект, чтобы конкретизировать правоотношения пассажиров и перевозчика, свести воедино все то, что прописано в десятках правовых актов, — рассказал один из разработчиков законопроекта, первый заместитель руководителя Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец, — Требования должны быть адекватны как к авиаперевозчику, так и к пассажиру. Нужно создать культуру поведения на борту авиасудна и в аэропортах, вот начинаем приучать россиян помаленьку».