Школьная глобализация. Для некоторых колпашевских школьников скоро наступят каникулы
«Третью школу закрывают!» - эта весть вмиг облетела Колпашево. Позвонила мама одного из учеников: «Хотят закрыть, не спросив нашего мнения, даже не предупредив коллектив! Нас все здесь устраивает! Не везде есть учителя, которые так заботятся об учениках. Переход в другую школу травмирует детей».
В самой школе обстановка напряженная. Слухи о закрытии взбудоражили коллектив. Из-за них вместо 52 первоклассников, живущих в микрорайоне, в первый класс на будущий год записались лишь 22 ребенка. Сказалась конкуренция: учителя соседней школы, обходя дома, объясняли родителям, что идти в третью бесперспективно. Все равно, мол, закроют. Учителя, пытаясь спасти школу, писали обращения к властям. Недавно отправили письмо президенту Путину. На собрание в школу пригласили родителей и представителей районной власти. Встреча прошла бурно. Позже педагоги возмущались:
- Если бы не наша инициатива, нам бы могли просто передать, что документы уже подписаны и школа закрывается. Будто это какой-то склад. Администрация и руководство отдела образования не ожидали, что им будут задавать вопросы. На многие просто не были готовы ответить.
Особенно учителей и родителей возмутило заявление, что здешние выпускники слабо сдают ЕГЭ. Вопрос: «Вас устраивают такие учителя?» педагоги восприняли как оскорбление, а удивленные мамы и папы дружно ответили: «Устраивают. У нас хорошие учителя!»
«Оставьте нам родную школу!»
Внешне школа N 3, расположенная за городским парком, выглядит по-домашнему ухоженной. В белоснежном, с синими наличниками двухэтажном кирпичном здании признаков аварийности не заметишь ни снаружи, ни внутри. В 2005-м школа получила новый техпаспорт строения. Ее директор Василий Шлапаков подтверждает, что зданию требуется капитальный ремонт. Он, по словам заведующей районным отделом образования Любови Соловьевой, необходим примерно 15 образовательным учреждениям района. Несмотря на старые полы, двери и рамы (школа была построена в 1963 году), внутри здание аккуратно покрашено, обустроено, новой мебелью обставлены многие кабинеты. В библиотеке стоит большой новый телевизор. Домашний кинотеатр с DVD-проигрывателем учителя планируют поставить в группу продленного дня, где учат уроки и проводят свободное время 40 школьников младших классов. В прошлом году в спортивном зале перестелили пол, обновили пластиковыми лыжами спортинвентарь.
В 2005 году коллектив третьей школы получил лицензию на право ведения образовательной деятельности до 2010 года. Начав свою историю в День города в 1938 году, школа бережно хранит традиции. Одна из них – возвращение сюда выпускников, которые приходят уже педагогами, встречая доброжелательное к себе отношение и поддержку коллег.
Более трети учащихся (92 ребенка) получают здесь бесплатное питание за счет средств районного бюджета. Это дети из малообеспеченных семей. Таких в «парковом» микрорайоне Колпашева, центром которого является третья школа, много. Живут семьи в основном в частных домах на улицах протяженностью в километры. Это тоже – одна из здешних особенностей.
Убедившись, что слухи могут стать реальностью, старшеклассники пошли за ответами в администрацию, а потом вышли на улицу с плакатами: «Третья школа – наш дом» и «Оставьте нам родную школу!». На вопросы, каким они видят свое будущее в случае закрытия школы, десятка три ее учеников ответили, что к своей школе привыкли. Нравится им отношение учителей и то, что школа - обычная общеобразовательная. 14 элективных курсов, которые ввели в расписание, помогают получать дополнительные знания и успешно поступать в вузы.
Аргументы «за»?
Мнение заместителя заведующей отделом образования Владимира Лиханова: «Третья школа наполнена на 54 процента. Существует жесткое нормативное финансирование, деньги идут за учеником. Нам норматив спускается из области, мы его не определяем. Сегодня финансирование в части расходов на образование осуществляется за счет областного бюджета».
Заведующая отделом образования Любовь Соловьева на мой вопрос о том, почему отдел образования планирует закрыть школу, ответила: «Вы же прекрасно понимаете: это позиция не отдела образования, а государства, которое определяет концепцию модернизации российского образования. Наиболее важные требования в ней к школе - качество образования и создание безопасных условий для детей». Зам главы районной администрации Светлана Родикова комментировать тему отказалась.
Говоря о выборе школы, который ученики могут сделать, отдел образования делает основной упор на школе N 7. Любовь Соловьева приводит следующие аргументы в пользу «самого современного, постройки 1990 года, среднего учебного заведения Колпашева: там есть методическая база, 2 спортзала, прекрасная столовая, актовый зал, 3 компьютерных класса».
В пользу седьмой школы, заполненной сегодня на 63 процента, по словам чиновников отдела образования, говорят и результаты ЕГЭ. И хотя в ходе своего недавнего визита в район начальник областного департамента образования Леонид Глок оценил общие результаты ЕГЭ в районе как средние, работники отдела образования преподносят их как основной критерий деятельности школ. Учителя же считают, что единый госэкзамен был и остается экспериментом. Но даже с учетом того, что в третью школу зачастую приходят слабые по успеваемости дети из других школ, их результаты выглядят не намного хуже, а то и лучше других выпускников города.
Так, в 2005 году средний тестовый балл выпускников СОШ N 7 по математике был третьим. У выпускников третьей школы - пятым. А на последнем из шести оказались 11-классники пятой школы. Средний балл по химии и географии у выпускников школы N 3 был четвертым среди пяти школ. В соответствии с еще одним критерием качества школьного преподавания – участие в олимпиадах и наличие медалистов среди выпускников - третья школа также не в последних числах. Школьники занимают призовые места в районных и городских олимпиадах. Из 38 выпускников 2005 года трое окончили школу с золотыми и трое - с серебряными медалями.
«Деньги идут за учеником»
Реальность сегодняшнего дня: школа получает средства в зависимости от количества учащихся. Созданы условия, при которых коллектив заинтересован в количестве учащихся. Однако можно заботиться о детях, а можно – о деньгах, которые «идут за учащимся». В этом тоже позиция руководителей. Если раньше идеальной считалась школа с односменным обучением, то теперь это воспринимается уже как недостаток. «Мы уплотнимся, будем заниматься только в одну смену, - предлагают отделу образования учителя третьей школы. – Разместите у нас художественную школу, эколого-биологический центр или кружки, которые могут работать во вторую смену». «Нет!» – отвечают им.
Более 600 тысяч рублей планирует сэкономить власти за год в части расходов СОШ N 3 на «коммуналку». Забота районного бюджета – это содержание зданий учебных заведений и оплата коммунальных услуг. Зарплата педагогам, техническим работникам и все учебные расходы выплачиваются из других средств. При этом расходы на третью школу, как и на все учебные заведения на 2006 год, в районном бюджете запланированы. Закрыв одну школу, райоо планирует перераспределить средства на ремонт остальных. Из всех средних общеобразовательных школ Колпашева лишь в школе N 5 был сделан капитальный ремонт. Дети спрашивают чиновников: «А почему ремонт сделали в пятой школе, а не в нашей? Они ведь обе старые!» Учителя судачат: пятой школе повезло, потому что директором в ней работает муж председателя Думы Колпашевского района. Старые здания занимают СОШ N 1, 3, 5. В следующем году участь школы N 3, по словам районного руководства, ожидает первую школу, отметившую в 2004 году свое 120-летие. Не идет ли здесь речь о забвении лучших традиций образования района?
На ком экономят?
Закрытие учебных заведений перерастает в Колпашевском районе в тенденцию. Дамоклов меч навис над третьей школой сразу после выборов главы районной администрации в 2003 году, в которых Василий Шлапаков принимал участие, поддерживая конкурента ныне действующего главы. Через неделю после них администрация расторгла трудовой договор с заведующим отделом образования Сергеем Никульшиным – братом того же конкурента. На его место назначили сотрудницу райоо Любовь Соловьеву. Были уволены и несколько работников отдела, активно участвовавших в выборах. Официальным аргументом в пользу массового сокращения в 2004 году назвали недостаточность бюджетного финансирования на оплату труда в сумме около 4,7 миллиона рублей. В ответ на заявление сокращенных сотрудников специалисты Государственной инспекции труда в Томской области провели проверку исполнения отделом трудового законодательства. Проверка установила, что должностные оклады работников, не являющихся муниципальными служащими, определялись на основе реестра муниципальных должностей и были завышены.
Так, специалистам 1-й категории вместо 5-6 МРОТ должностные оклады выплачивались в размере 7 минимальных размеров оплаты труда. Специалистам 2-й категории – в размере 6 МРОТ вместо 4-5. Если бы работники отдела получали зарплату в соответствии с единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы, как диктует закон «О муниципальной службе в Томской области», только за 2004-2005 годы экономия на оплате труда чиновников составила бы как минимум 10 миллионов рублей. Несмотря на полученное предписание, нарушения, по имеющимся сведениям, до сих пор не устранены. Так о какой экономии бюджетных средств отдел образования ведет сегодня речь? Не попадает ли третья школа в разряд неугодных власти более по причине прошлой политической активности ее директора?
...И голова не болит
Какие только обещания не получили учащиеся школы N 3 от представителей власти в эти решающие для их судьбы дни! Им предлагают места в любых школах города. При этом в первой школе вместо 300 учащихся, обучение которых соответствует так называемой проектной наполняемости, учатся 400 школьников.
В пятой учатся 412 учеников при той же плановой 1-сменной наполняемости в 340 учащихся. Во второй, где в списке - 806 детей (при вместимости 960 учащихся), готовы принять учеников третьей школы классами вместе с учителями. Но сюда, в лучшую по многим показателям школу в городе, дети ехать не собираются, боясь, что «не потянут». К тому же эта школа значительно удалена от СОШ N 3. Кому-то из школьников придется ездить в 4-ю на Матьянгу. Это далеко и дорого.
Расчеты властей на безусловное заполнение школы N 7 заранее не оправдываются. Кстати, ее директор Надежда Олефир, ставшая депутатом районной думы, агитируя избирателей отдать за себя голоса, обещала поддерживать образование. Выражается поддержка, вероятно, в усилении руководимого ею коллектива. Недавно директор, говорят, гласно объявила, что ее школа проглотит сначала третью, а на следующий год – первую школу. Вот вам и оптимизация, и глобализация. Чем-то звериным попахивает...
272 ребенка, 32 педагога, 19 технических работников школы N 3 – под большим вопросом будущее этих людей.
На защиту третьей школы встали районный совет ветеранов, депутаты, местные отделения политических партий. Составили обращение к главе районной администрации, в чьей компетенции - решение о судьбе школы. Оно будет принято на днях.