Шанс для обреченных
Метод усиленной наружной контрпульсации возвращает кардиобольных к жизни.
Вы знаете, какого живется человеку с ишемической болезнью сердца? Ольга Александровна в свои 56 лет уже имеет об этом полное представление. «Пол мыть я могла, только ползая по квартире на коленях, - рассказывает она, - в магазин ходил сын, так как я была не в состоянии даже доползти до него, и тем более нести пакет с продуктами. Чуть пройдешь - сердце сжимается словно в тисках, и одышка страшная. Небольшая физическая нагрузка и сразу приходилось пить нитроглицерин. Зимой по улице передвигаться было просто невозможно: ноги постоянно мерзли, даже при температуре -10, а при быстрой ходьбе начинало болеть сердце». Ольга Алексеевна перенесла две серьезные операции на сердце, аортокоронарное шунтирование и стентирование. Но и они не принесли ей долгожданного здоровья. Именно тогда и встал вопрос о том, что же делать дальше?
Сердечные проблемы
Проблема неуклонного роста больных ишемической болезнью сердца (ИБС) и сердечной недостаточностью является важнейшей в современной кардиологии.
Смертность от сердечно-сосудистой патологии в Томской области составляет 46,6 % от общей смертности, занимает 1-е место, опережая травмы и онкологию. Это общая ситуация и в России и в мире, но у нас темпы ее роста быстрее.
Среди сердечно-сосудистых заболеваний, проводящих к смерти, примерно в одинаковой пропорции встречаются инфаркты миокарда и инсульты (54 % и 46 %).
Значительная часть умерших в учреждениях здравоохранения не наблюдалась. Среди смертей от сердечно-сосудистых заболеваний, только 20,6 % происходят в стационарах, 26,4 % - в других местах (на улице, в общественных местах и пр.), а 53 % - на дому (обычно по причине необращения за медицинской помощью вовремя).
Многие пациенты могут управлять своим состоянием здоровья на ранних стадиях болезни, принимая ограниченное количество лекарств, отпускаемых по рецепту, меняя свой рацион и физическую активность. Но по мере прогрессирования их заболевания, многочисленные лекарства приходится принимать чаще, чтобы справиться со стенокардией, отеком голеней, одышкой или утомлением, так как состояние продолжает ухудшаться, лекарства становятся менее эффективными и не могут полностью устранить симптомы болезни. Часто пациенты остаются частично или полностью нетрудоспособными. Как выход им предлагается оперативное лечение - аортокоронарное шунтирование, на такие операции выстраиваются очереди, так как людей, нуждающихся в лечении, тысячи, а возможности их ограничены.
Но в последнее время сами врачи кардиологи, исследуя результаты подобных операций и наблюдая пролеченных пациентов, не всегда остаются довольны. Ведь шунты «забиваются», и больные люди вновь обращаются за помощью. Тем более что некоторые пациенты настолько ослаблены, что сердце не выдерживает наркоз. Да и стоят такие операции дорого.
В 2005 году проведено 226 операций аортокоронарного шунтирования в НИИ кардиологии, для 122 человек г. Томска и области. Потребность в операциях составляет примерно 400 человек в год. Стоимость подобной операции около 100 тысяч рублей.
В 2005 году Томский кардиоцентр сделал стентирование 334 больным. Потребность – порядка 800-900 больных в год. Всего в России потребность в хирургических операциях на сердце около 300 тысяч в год, а делается примерно 10 тысяч операций.
В силу этих обстоятельств постоянно ведется поиск альтернативных способов лечения заболеваний сердца.
Как выяснилось, в мире уже 40 лет исследуют неинвазивный, безопасный и атравматический метод усиленной наружной контрпульсации (УНКП), который предназначен для лечения таких болезней сердца, как ишемия и сердечная недостаточность. С 2001 года УНКП терапию, внедрили на «законном» основании в клиниках США и Китая. Безусловным мировым лидером и пионером в разработке и производстве систем УНКП является американская компания Vasomedical, Inc.
Аппарат для УНКП представляет из себя кушетку (процедурный стол) с компьютером. Пациент помещается на стол. На нижнюю и верхнюю часть бедер накладываются манжеты, похожие на те, которые используются при измерении давления. На область сердца устанавливаются датчики. Манжеты надувают последовательно от икр к бедрам и ягодицам. Чтобы повысить диастолическое давление в аорте и тем самым увеличить перфузию миокарда, а также увеличить венозный возврат крови к сердцу. Затем воздух выпускается из манжет до начала систолы, что способствует значительной разгрузке левого желудочка (с сопутствующим снижением нагрузки на сердце). Сдувание и надувание манжет синхронизируется с фазами сердечного цикла согласно получаемой ЭКГ пациента.
Процедура длится ровно час, длительность курса - 35 дней, в течение которых происходит улучшение показателей работы сердца и самочувствия пациента. Правда, больные ощущали эффект уже после пяти сеансов.
Томское ноу-хау
В 2003 году томская медицинская компания «Алимпекс» получила право эксклюзивной поставки данного оборудования в Россию. Случай если не уникальный, то очень редкий. Обычно фирмы, поставляющие медицинское оборудование, закупают его у московских фирм и представительств. А тут московские фирмы и фирмы из других городов вынуждены обращаться в томскую компанию.
Естественно, что МК «Алимпекс» предложила сотрудничество Томскому кардиоцентру, в лице его директора, академика Р.С. Карпова. На первой же встрече Ростислав Сергеевич очень четко оценил перспективность метода и необходимость его внедрения в лечебную практику.
В то время нужен был человек, который бы научился работать на этом оборудовании, выбор пал на Вячеслава Валерьевича Рябова, кандидата мед. наук, научного сотрудника отделения неотложной кардиологии.
- Признаюсь, - вспоминает Вячеслав Валерьевич, - в то время по поводу этой методики у меня было много скепсиса, и уж тем более никакой веры в ее результаты. Конечно, производитель этого оборудования Vasomedical - серьезная фирма, все ее статьи, рекламные проспекты были интересными и многообещающими. Но мне, как врачу, в первую очередь было важно объективно узнать, насколько эта технология может изменить самочувствие пациентов.
Молодого специалиста отправили на стажировку в США изучать работу аппарата, помимо этого, была поставлена задача: по приезде обучить врачей-кардиологов в двух московских институтах и запустить эту технологию там, поскольку в Томске приборов еще не было. Обучение прошло успешно. А через какое-то время прибор появился и в Томске. Тут оказалось все непросто. У большинства врачей был скепсис по отношению к этому методу. Но администрация Томского кардиоцентра идет вперед и всегда пытается изучать и внедрять новые технологии с целью расширения возможностей оказания помощи пациентам и профессионального роста коллектива.
К тому же руководство МК «Алимпекс» смогло убедить своих американских партнеров в необходимости поставки аппарата в Томск по льготной цене.
- Мы начали работать и экспериментировать в Томске, - продолжает Вячеслав Валерьевич, - у нас уже была одна больная, которая год ждала аппарат. Ольга Александровна давно стала «нашей» пациенткой, наблюдалась и лечилась в центре часто и подолгу, после АКШ она начала много читать литературы по кардиологии, советовалась с нами, какое лечение из современных можно еще попробовать. Тогда мы уже имели представление о наружной контрпульсации, и ждали прибор, чтобы пролечить ее с помощью этой технологии.
Одним из своих достижений Томский кардиоцентр может считать и то, что именно здесь врачи начали работать с пациентами, которые страдают атеросклерозом сосудов нижних конечностей. Здесь надо отметить, что тяжелое поражение периферических сосудов, когда у пациента ноги болят в покое, является противопоказанием к данной процедуре. Но если атеросклероз не сильно выражен - пациент может пройти 100-200 метров без болей, процедура показана. Сеансы контрпульсации способствуют формированию так называемого окольного кровообращения, что, несомненно, приводит к улучшению самочувствия.
- Когда к нам обратился Борис Александрович Ковригин, у него были симптомы тяжелого поражения сосудов нижних конечностей, - рассказывает врач, - ему уже выполняли шунтирующую операцию на сосудах нижних конечностей, однако, через два года вновь ухудшение состояния - произошел тромбоз протезов. Вновь стали беспокоить боли при ходьбе.
Раньше он проходил без боли только 100 метров, а после сеансов нахаживал до 4 км. Конечности стали теплее. До нас с этой патологией не работали целенаправленно. Мы работаем с больными, у которых нарушение кровообращения нижних конечностей до второй стадии включительно. Целенаправленно отслеживая эту группу пациентов, врачи заметили, что многие начинали больше ходить, отмечали прилив сил.
Я год отработал на этой методике в Томске, и уверен в этой технологии. Людям стало лучше. Для больных - это второе дыхание. Борис Александрович летом работает на огороде, ездит на рыбалку, Ольга Александровна ходит по улице самостоятельно и не испытывает дискомфорта. Улучшение качества жизни людей – это одна из главных целей, когда ты выбираешь тот или иной способ лечения. И благодаря усиленной наружной контрпульсации пациенты это получают.
Борис Александрович повторно уже не захотел идти на операцию. Потому что оперативные методы лечения хоть и дают фантастические результаты в ряде случаев, являются психологически сложным решением для любого человека, своего рода это героический поступок.
Сейчас мы работаем с больными в острый период инфаркта, и могу сказать, что результаты обнадеживающие. Это новые перспективы в изучении метода УНКП и еще одна возможность помочь людям.
Недоверие преодолевается через образование
Директор компании «Алимпекс» Сергей Владимирович Анохин - первый, кто стал внедрять современное оборудование усиленной наружной контрпульсации в России - рассказывает:
- Мы два года участвовали в различных конгрессах и конференциях кардиологов, посылали врачей на учебу, чтобы российские специалисты имели возможность получить новейшую информацию по современным способам лечения таких серьезных заболеваний и научиться пользоваться оборудованием.
На сегодняшний день, приоритет в использовании нового метода принадлежит американским и китайским исследователям, на протяжении последнего десятилетия УНКП широко используется во многих крупных медицинских центрах США, Европы и Азии. С 1998 года в университете Питтсбургского медицинского центра проводится международный регистр пациентов, и уже на первом этапе зарегистрировано более 5000 больных ИБС и СН, прошедших и продолжающих лечение с помощью УНКП.
Наши врачи, к сожалению, пока чрезмерно осторожно относятся к этому методу. Все надо проверить и перепроверить. В то время как можно напрямую обмениваться данными с Питтсбургким центром и уже сегодня начать помогать больным людям.
Мы, к сожалению, на сегодняшний день пока что встречаем незнание этого метода даже среди кардиологов. Это можно преодолеть только через образование. Чем люди больше будут знать об усиленной наружной контрпульсации, тем быстрее мы получим возможность оказывать помощь нуждающимся в подобном лечении пациентам. Ведь таких людей тысячи. Многие больные «сидят» на нитроглицерине, годами ждут дорогих операций, а это доступно далеко не каждому. АКШ – дорогая операция, и не каждый пациент ее выдержит физически. Метод УНКП используется для людей любой стадии болезни. Это может быть и подготовка к операции, и реабилитация после нее, и полная альтернатива. Ведь благодаря процедурам УНКП в организме происходят уникальные процессы - запускаются скрытые ресурсы организма - открываются коллатерали (резервные сосуды, ранее не задействованные в системе кровоснабжения), которые развиваются и в итоге начинают нормально функционировать, заменяя больные сосуды.
Кроме того, АКШ – это не стопроцентное избавление от болезни, это лишь поддержка организма, а шунты очень часто забиваются снова. И что дальше?
УНКП показывает поразительные результаты. Пациента на первую процедуру буквально заносят на носилках, а на пятую процедуру он заходит сам. И теоретически наши люди могут получать это лечение, если такое оборудование появится в томских больницах. Ведь если в Нью-Йорке аппараты есть в каждом районе города, так как больным тяжело передвигаться на большие расстояния, то в России их всего пять: четыре в Москве и один в Томске.
Результаты работы этого аппарата полностью оправдывают его стоимость. Ведь если в Америке одна операция на сердце стоит 60 тысяч долларов, то курс УНКП всего 6 тысяч. В Москве курс УНКП стоит 2 тысячи долларов, в Томске - меньше тысячи долларов.
Если наше государство поймет, что такое лечение эффективно, дешево (по сравнению с операциями), то наше оборудование будет появляться в больницах и считаться таким же необходимым, как аппараты УЗИ и рентгена. А если к этому еще и добавятся льготы для пациентов, нуждающихся в контрпульсации, то мы сможем помочь вернуть здоровье многим, и смертность этой группы больных заметно снизится.
Так как при процедуре УНКП улучшается кровоснабжение мышц, американцы и китайцы, особо не афишируя, используют этот метод даже в спорте, восстанавливая тем самым организм спортсмена после тяжелых физических нагрузок.
Немцы сейчас начинают исследовать положительное влияние УНКП на сетчатку глаза, на печень, у мужчин – эректильную функцию. И обидно, что здесь Россия отстает. Пациентов-сердечников у нас никто не видит, они нигде не толпятся с транспарантами, они - тихие больные.
Ольга Александровна узнала о таком методе задолго до появления аппарата УНПК в Томске. И ждала целый год возможности пройти эту процедуру.
- Страха как такового не было, - говорит она, - я очень доверяла своему лечащему врачу, да и перенесенные операции не принесли ожидаемого эффекта, а жить хотелось. Поэтому когда врач предложил пройти УНКП - согласилась не думая. Процедура не болезненна. Иногда, когда я лежала в этих «штанах», слегка немели ноги, но это было небольно. Зато после этих процедур я почувствовала себя гораздо лучше. Ноги перестали мерзнуть, стали теплее. Наверное, этим аппаратом можно и целлюлит лечить, - смеется женщина, - правда, тут уж не до жиру, быть бы живу. Я так рада, что благодаря УНКП я могу ходить и гулять. Стабилизировалось давление. Кожа раньше была сухой, а теперь стала более мягкой. Появились силы, и желание работать над собой. УНКП - отлично подошла бы как реабилитация после АКШ. Жалко, что когда я пережила эту операцию, мы и знать не знали об усиленной наружной контрпульсации. Побольше бы таких аппаратов, чтобы людям помогать.
По всем интересующим вопросам обращаться по телефону 54-44-06 (кардиологический диспансер) или в отделение неотложной кардиологии – 55-83-60.