Серьезные игры

08 Мая 2013
Автор: Ольга Краснова Серьезные игры

Где постигают азы программирования?

Современных детей компьютер тянет к себе словно магнит. Они просиживают за ним часами, но используют его возможности едва ли на 10 процентов. Как можно сделать времяпровождение за компьютером более полезным и плодотворным? Этому ребят обучают в Томской школе программистов (ТШП) при факультете информатики ТГУ.

Контакт с умной машиной

Школа существует уже давно, еще в конце 80-х с талантливыми, «продвинутыми» школьниками города занимался профессор факультета информатики Юрий Костюк. В 1994 году факультет пригласил на занятия всех школьников, желающих научиться создавать программы для компьютеров. Объединение всех видов работы с детьми «под одной крышей» произошло в 2005 году. Инициатором формирования ТШП в ее сегодняшнем виде был выпускник факультета информатики Роман Чаднов, тренер по спортивному программированию, ныне инженер-разработчик в Facebook. Сейчас в ТШП успешно занимаются дети с 1-го по 11-й классы.

- Основная идея подготовки заключается в том, чтобы как можно раньше развить у ребят алгоритмическое мышление, дать представление о сути программирования, - поясняет старший преподаватель факультета информатики Ирина Фукс.

Многие подростки относятся к компьютеру, как к другу, подменяя им реальные дела и общение. Но Ирина Львовна считает: это устройство не стоит слишком возвеличивать и одушевлять. Гораздо важнее установить с умной машиной конструктивный контакт и взаимодействие, суметь подчинить компьютер своей логике, заставить его выполнять то, что хочется человеку.

Говорят, что у ребят, «зависающих» у компьютера, - хаос в голове, они рассеянные и недисциплинированные. Но тут все зависит от того, чем дети занимаются на компьютере: если бесконечно играют или бесцельно блуждают по Интернету, то и вправду становятся странными, ленивыми и даже агрессивными. А если они разрабатывают игры и web-ресурсы, то, наоборот, развиваются их лучшие личные качества, работоспособность.

- Чтобы создать игру, необходимо освоить и использовать максимум возможностей компьютера. Нужно также подключить фантазию, чтобы придумать стратегию действующих лиц, сделать игру яркой, красивой, образной. Все это - творческая, интеллектуальная работа, - рассказывает о программировании игр Ирина Фукс.

Как научить компьютер?

Понятно, что дети младшего возраста еще не могут создать захватывающую игру или мультфильм. Но несложные программы им вполне по силам. Обучение детей в среде «ЛОГО» проводит кандидат педагогических наук доцент факультета информатики Тамара Поддубная. На занятиях ребята учатся рисовать, но не кистью и красками, а с помощью команд в компьютерных программах.

- Мы стремимся показать ребенку, что в основе красоты и гармонии может лежать сухая математика, - поясняет преподаватель. - Оказывается, любую кривую, прямоугольник, круг можно запрограммировать, а ведь именно из подобных линий и фигур состоит все, что нас окружает. Со стороны кажется, что в среде «ЛОГО» ребенок лишь играет, развлекается, но на самом деле он постигает азы программирования.

Работа в Томской школе программистов ведется и со старшими детьми - учащимися 6-11 классов. Они, например, изучают приемы создания функциональных и красивых приложений, основы работы с интерфейсом. Ребята, интересующиеся web-технологиями, знакомятся с такими языками, как HTML, JavaScript, PHP, получают знания о технологиях сайтостроения. По окончании курса они создают свой собственный сайт. Школьники 10-х и 11-х классов готовятся к сдаче ЕГЭ и успешной учебе в университете.

Живой интерес у детей вызывает робототехника. Мальчишки и девчонки увлеченно конструируют человекоподобные устройства, с помощью программирования наделяя их искусственным интеллектом. Преподаватели говорят, что дети вдумчиво и кропотливо «учат» роботов двигаться, обходить препятствия и безудержно радуются, когда роботы правильно выполняют их команды.

Не свысока, а на равных

- К проведению занятий в ТШП привлекаются студенты факультета информатики, они общаются с детьми не свысока, а на равных, как с единомышленниками. Это создает дружелюбную и плодотворную атмосферу, - отметила Ирина Фукс. - Довузовская подготовка - не только развитие алгоритмического мышления, но и профориентация. Если детям нравится программирование, у них это получается, то они обязательно придут учиться на наш факультет.

Кстати, воспитанники Томской школы программистов легко сдают вступительные экзамены, быстро вливаются в учебный процесс и, что касается знаний и навыков, часто бывают на голову выше своих сокурсников. Во время учебы студенты имеют возможность пройти стажировки в крупнейших томских компьютерных фирмах. А у выпускников не возникает проблем с трудоустройством - они работают в IT-сфере в разных городах России и за рубежом.

- Помимо основательной подготовки по математике, программированию и проектированию информационных систем, на факультете информатики серьезное внимание уделяется английскому языку, - говорит Ирина Фукс. - Студенты изучают его три года, вплоть до разговорного уровня. Это помогает им быть успешными в профессиональной деятельности.

Статьи по теме

Комментарии

Наверх