Россиянам не хватает цифр на автомобильных номерах
Рост российского автопарка превзошел все ожидания чиновников – существующих серий номеров хватит только на три года. Власти уже подумывают о смене стандарта номеров, а также легальной продаже "красивых" номеров.
Лишить своих бывших подчиненных одного из источников нелегального дохода предложил сенатор от Карелии Владимир Федоров, ранее возглавлявший государственную автоинспекцию. Видимо, помня о количестве ходатайств с просьбой выделить автомобильные регистрационные знаки определенной серии, поступавших к нему в аппарат в бытность руководителем ГИБДД, Федоров считает возможным поставить процесс распределения «красивых» номеров на официальные коммерческие рельсы. И направлять доходы от этого не в карманы руководителей МРЭО, а официально в казну. «Хочешь серию 777 - заплати и езди», - заявил Федоров на пресс-конференции, предложив правительству учесть «любовь наших автомобилистов к определенным сериям и комбинациям» и установить цены на особо популярные сочетания букв и цифр.
Сенатор сослался на опыт зарубежных стран, практикующих как торговлю регистрационными знаками с «красивыми» цифрами, так и продажу «именных» номеров. Мировой рекорд стоимости автомобильного номера пока принадлежит дорожной полиции Абу-Даби, где саудовский бизнесмен Талал Хури заплатил за знак всего с одной цифрой «5» более 5 миллионов евро, превысив предыдущее «достижение» в десять раз. Ранее рекордсменами по предприимчивости считались полисмены из английского Йоркшира, продавшие номер «М1» почти за полмиллиона евро.
Впрочем, в России вопрос о необходимости вводить новые подходы в распределении регистрационных знаков возник не столько от красивой жизни отдельных граждан, сколько из-за просчетов составителей ГОСТа, введенного в 1994 году и определившего, что комбинация на автомобильных номерах должна состоять из трех букв и трех цифр плюс код региона, пишет "Время новостей". Тогда никто не предполагал, что автопарк, как и количество операций по купле-продаже машин, предусматривающих перерегистрацию в ГИБДД и получение новых номеров, будут расти стремительными темпами и что заложенный резерв в ряде регионов исчерпает себя всего за 15 лет. В частности, по прогнозам специалистов, Москва, где количество машин увеличивается самыми быстрыми темпами, не сможет выдавать номера в их нынешнем виде уже к 2010 году.
Как рассказал в среду глава группы компаний «Знак» Валерий Пономарев, каждая последующая партия номеров с новым кодом, изготавливаемая его предприятием, заканчивается гораздо быстрее предыдущей. Хотя количество самих знаков остается неизменным - 1 млн 728 тыс. для каждого нового кода. Регистрационных знаков с кодом «77 RUS» хватило почти на пять лет, с кодом «99 RUS» - на три с половиной года, номера с кодом «97 RUS» выдавались в течение трех лет. Запущенная в Москве летом 2005 года новая серия с непривычным трехзначным кодом региона «177 RUS», по его словам, уже на исходе. «Последний код исчерпался всего за два года три месяца», - посетовал Пономарев, предположив, что следующей серии хватит в лучшем случае на один год и восемь месяцев.
Пытаясь хоть как-то продлить жизнь нынешней партии регистрационных знаков, руководители ГИБДД уже разрешили автовладельцам переставлять свои номера со снимаемых с учета машин на вновь приобретенные автомобили. Однако эта операция на практике оказывается зачастую неосуществимой - регистрационные действия по снятию с учета и постановке на учет не всегда осуществляются одним и тем же МРЭО, пересылкой знаков инспекторы заниматься не хотят и к тому же порой просят от автомобилистов документально засвидетельствовать свое материальное положении, не позволяющее оплатить новый номер.
Именно в силу того, что схема сохранения старого номера пока не получила массового распространения, специалисты и ищут новые варианты решения знаковой проблемы. Сенатор Владимир Федоров понимает, что его предложение торговать «красивыми» номерами кардинально проблему тоже не решит, и потому параллельно вместе со специалистами выдвигает другую инициативу - создать рабочую группу для изучения возможности пересмотра старого ГОСТа. С тем, чтобы, сохранив общеевропейский стандарт размера государственного регистрационного знака, добавить на него еще одну букву. По оценкам экспертов, это существенно увеличит резерв роста российского автопарка. «Добавив всего одну букву в серию номера, можно будет увеличить количество знаков на 20 миллионов», - уверяет Валерий Пономарев.