Роль Ленина превратила Штрауха в заложника. Историческая рубрика
Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения - в 1900 году - народного артиста Советского Союза Максима Штрауха. О сложной творческой судьбе знаменитого мастера кино и сцены - в комментарии обозревателя радио "Вести ФМ" Андрея Светенко.
Светенко: Как все-таки причудлива и коварна актерская стезя. В самые холодные тридцатые годы Максим Максимович Штраух был утвержден на роль Ленина в фильме "Человек с ружьем". Эта картина стала классикой отечественного кинематографа и обеспечила актеру безопасность и работу на долгие годы. В том смысле, что играть Ленина и дальше: вплоть до 1966 года, до фильма "Ленин в Польше", Штраух, пока возраст позволял, играл вождя мирового пролетариата.
А вот с другими ролями все получилось иначе. Даже удивительно, что такое могло случиться, но в том же 38 году, сразу после "Человека с ружьем", где Ленин Штрауха с игривой хитрецой говорит солдату "Вы тоже за кипяточком, товарищ" - артист снялся в фильме для детей "Доктор Айболит".
Эта была первая экранизация знаменитой сказки. Вроде никакой политики, никаких неожиданностей. Однако фильм пришлось положить на полку. Айболита Штраух сыграл, во-первых, в гриме Ильича - одна фирменная бородка чего стоила. Да и по стилю - с той же хитрецой, с тем же лукавым прищуром у глаз.
Представьте себе эпизод из фильма. Бармалей кричит: "Отдавай мне обезьянку Читу". А доктор Айболит с характерным выбросом ладони, как Ленин с броневичка отвечает: "Не отдам". Этот фильм прошел, как говорится, вторым экраном только в середине шестидесятых. И забылся после новаторской постановки "Айболита" Ролана Быкова.
Так роль вождя превратила Штрауха в заложника. В глазах публики он стал официозным исполнителем. Хотя, на самом деле, был совершенно иной актерской природы. Штраух - актер школы Мейерхольда. Эксцентрик, склонный к гротеску. Однако глубины высокой комедийности и сатиры Штрауху проявить было не суждено.
В этом смысле его кинематографическая доля оказалась еще более тяжелой, по сравнению с Ильинским, Гариным, Мартинсоном - коллегами по театру Мейерхольда. Все они блистали в экспериментальных постановках двадцатых годов. В пьесах Маяковского Штраух и Присыпкина играл, и Победоносикова. И не вина Максима Максимовича, что спустя годы его портрет в фойе театра имени Маяковского воспринимался в ряду других исполнителей с удивлением. Так, как будто он, Штраух, не артист, а член Политбюро.