Ребенок стоит восемь тысяч
Правительство утвердило программу по сокращению детдомовцев в стране. Теперь за усыновление приемным родителям заплатят 8 тыс. рублей, а на содержание ребенка будут давать по 4 тыс. ежемесячно. Правозащитники считают, что без системы социального сопровождения «детские» деньги сиротам не помогут.
В четверг российское правительство утвердило план работы и расходы на устройство детей-сирот в семьи. Эта программа подготовлена в рамках нацпроекта «Демография», предложенного Владимиром Путиным в последнем ежегодном послании Федеральному собранию.
С 2007 года, как сообщил министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов, начнутся первые выплаты за усыновление детей-сирот. Помимо 8 тыс. единовременного пособия за усыновление, на содержание ребенка в семье ежемесячно будет выплачиваться 4 тыс. рублей, а на оплату труда патронатных родителей – 2,5 тыс.
Государство планирует выделить на семейное устройство детей более 6 млрд рублей и будет следить за тем, чтобы по всей стране выплаты были одинаковыми, а не ниже, чем в крупных городах.
Помимо попыток устроить сирот в семьи власти озадачились состоянием их здоровья. На медицинские обследования, согласно программе, из федерального бюджета потратят 291 млрд рублей.
Несмотря на то что затраты на сокращение числа детдомовцев довольно велики, государству это более выгодно, чем содержание ребенка в приюте. «Годовой совокупный бюджет, который затрачивается на содержание детдомов, составляет миллиард долларов, и это без учета капитального ремонта и строительства новых учреждений, – пояснил "Газете.Ru" руководитель правозащитной организации "Право ребенка" Борис Альтшулер. – В среднем это около 14–16 тыс. рублей на ребенка. Но если он воспитывается в семье, затраты государства составляли бы не более 7–8 тыс. рублей».
Простимулирует ли правительственная программа увеличение случаев усыновления детей, пока непонятно. Как опасается Борис Альтшулер, вброшенные в общество без должной системы социального сопровождения «детские» деньги могут не привести к ожидаемому эффекту. «Детдомов в их теперешнем виде, конечно же, вообще не должно быть. Большие скопления людей, живущих вместе, – это аномалия», – считает он. Но одними выплатами проблему не решить. Для развития семейных форм устройства детей-сирот необходима национальная программа».
«Сейчас в некоторых в регионах начали активно раздавать детей. Но это может обернуться массой детских трагедий, когда их начнут возвращать обратно», – считает правозащитник.
По его словам, необходимы службы сопровождения, которые будут отслеживать судьбу этих детей и помогать приемным семьям. «Для этого нужно перепрофилировать и реформировать сиротские учреждения и создать на их базе службы, занимающееся устройством детей в патронатные семьи», – рассказал Альтшулер «Газете.Ru». Правда, сотрудников таких служб необходимо будет обучать, и на это тоже потребуются средства.
Кроме того, у правозащитников есть опасения, что в сложившейся ситуации детские дома все равно не будут пустовать. «Каждый год в стране добавляется 130 тыс. новых сирот, причем только 5% их них – реальные сироты, у которых умерли родители», – отмечает правозащитник. Чтобы как-то изменить ситуацию, необходима система профилактики сиротства – работа с неблагополучными семьями. «Я сам убеждался, что это действительно работает и часто помогает спасти семьи, которые у нас остаются один на один со своими проблемами», – считает правозащитник.
Нужна и социальная реклама, которая будет стимулировать усыновление. «В Свердловской области, например, народ просто валом валил в детдом, который размещал социальную рекламу, и даже деньги этим людям не были нужны», – рассказал Альтшулер.
По его словам, действительно, сейчас многие готовы взять в семьи приемных детей. Но часто наталкиваются на сопротивление системы, которое тоже предстоит переломить.
В Москве, где, по данным правозащитников, 50 тыс. семей готовы усыновить сирот (в относительно благополучном городе насчитывается 10 тыс. детей-сирот), с 1996 года права на усыновление получили только восемь семей. «Как только сокращается число детей в заведениях (например, начинается активная работа по семейному устройству), инициативных людей тут же бьют по рукам – из-за необходимости детдомов в финансировании, поступающем на каждого ребенка. Меньше детей – меньше ассигнований в бюджет детдома», – заметил правозащитник.
Как считает Альтшулер, сейчас практика усыновления детей в России носит локальный характер: речь идет об отдельных удачных примерах и регионах, где детей действительно удается пристраивать в семьи, но это лишь «точечные удары», которые без продуманной национальной программы не станут тенденцией, отметил он.