Путин призвал крупных промышленников развивать более глубокую переработку сырья
В канун 15-летия Российского союза промышленников и предпринимателей Владимир Путин пригласил к себе представителей крупного отечественного капитала. Пригласил, чтобы сверить позиции по переводу нашей экономики на высокотехнологичные рельсы. И донести главную мысль - пора развивать в стране более глубокую переработку сырья. И выходить на внешние рынки с уже полноценным продуктом. Тем более что в России созданы все предпосылки для этого, да и сам бизнес существенно окреп.
Хотя эти встречи в Кремле - уже традиция, но никогда ранее они не были приурочены к конкретной дате. В среду Российскому союзу промышленников и предпринимателей - 15, и для начала разговора Путин выбрал поздравительные слова, сказав, что за полтора десятилетия именно благодаря РСПП власть и бизнес осознали: они друг другу не чужие.
"Отечественный бизнес обладает серьезной ресурсной базой для роста. При этом государство стремится обеспечивать стабильность законодательства и благоприятный инвестиционный климат. А бизнес, со своей стороны, надеюсь, оценил выгоду строгого соблюдения установленных правил и налоговой дисциплины", - говорит Владимир Путин.
И после этих 20 секунд о прошлом больше не вспоминали, итогов не подводили, но задачи ставили.
"Россия занимает первое место в мире по добыче газа и вполне может выйти на лидирующую позицию по добыче нефти. Не знаю, нужно ли нам это. Но возможность такая, конечно, у нас и у наших компаний есть. Кроме того, мы удерживаем четвертую позицию по производству электроэнергии. Прямо говоря, нам нужно сделать качественные шаги от простой эксплуатации природных ресурсов к их глубокой переработке. И на этой основе развивать инновационную экономику", - считает Владимир Путин.
Эти слова были, что называется, по адресу. За круглым столом вместе с Путиным – большинство тех, кто как раз работает в сырьевых отраслях и кто вроде бы неплохо себя чувствует в экспортно-зависимой экономике. Но возражать диверсификации никто из них не стал, потому что, если посчитать, то диверсификация выгодна.
"Цель и задача номер один для российских компаний - это сегодня всю добываемую нашу продукцию суметь переработать как на территории России, так и на собственных российских заводах за ее пределами, чтобы получить ту маржу, которая сегодня и остается у наших контрагентов за пределами Российской Федерации", - объясняет президент нефтяной компании "ЛУКойл" Вагит Алекперов.
Стимулировать переработку государство намерено за счет повышения экспортных пошлин на сырье. Это предложение правительства бизнесменам было, конечно, известно, и они подготовились. Озвучил мнение РСПП его глава Александр Шохин. Предприниматели - за налоговые каникулы для создаваемых перерабатывающих предприятий, снижение НДС до 10% и в принципе не возражают, если лицензии на добычу нефти, газа или угля станут выдавать только тем, кто займется переработкой, правда с одним "но".
"Наши компании заинтересованы в том, чтобы выдаваемые лицензии, пусть даже они выдаются с обременением, связанным с глубокой переработкой сырья, но они должны выдаваться на достаточно длительный срок. Перспектива должна быть обозримая, поскольку крупные инвестиционные проекты требуют времени для своей реализации", - говорит Александр Шохин.
Практически каждый выступающий в деле диверсификации находил еще один плюс - завоевание внешних рынков. Услышав слово "завоевание" от первого выступающего, Путин что-то отметил в блокноте, а потом через помощников передал записку министрам экономического блока. Тут как раз микрофон включился для Виктора Вексельберг и он тоже заговорил про экспансию.
"Мы встали на путь приобретения зарубежных активов и создания транснациональных компаний с российской пропиской. Это, прежде всего, формирующийся альянс "РусАл" и Glencore. И при этом экспансия этого альянса на международных рынках предопределена двумя факторами: во-первых, необходимость достичь баланса сырьевого, а также завоевание новых рынков, которые позволят нам обеспечить определенную стабильность", - объясняет председатель совета директоров группы компаний "Ренова" Виктор Вексельберг.
Помочь с экспансией Вексельберг просил государство. К Путину как раз вернулся листок от Германа Грефа. Как выяснилось, президент уточнял цифры.
"Давайте будем отказываться от привычной для нас терминологии: "завоевание", "экспансия". Наши коллеги итак там пугаются непонятно чему, потому что наших инвестиций там гораздо меньше: у нас прямых иностранных инвестиций 130 миллиардов накопленных, наших - около 80. Я думаю, что если посчитать, и поменьше будет. Но страх какой-то у наших партнеров непонятный возникает. И очень политизированная обстановка вокруг освоения российским бизнесом иностранных рынков. Я просто обращаю ваше внимание на то, что мы поддерживаем и будем поддерживать ваши стремления к освоению международных рынков, но имею в виду, что все это будет реализовано здесь на нашей, на российской территории", - говорит Владимир Путин.
Слова "экспансия" и "завоевание" в зале больше не использовали. Открытая часть встречи закончилась, когда начали выступать министры. Как потом сказал глава Минпромэнерго, речь шла в том числе о крупных проектах. Бизнесмены по итогам встречи заявляли о новом этапе отношений с властью.
"Эти изменения отношений к бизнесу в обществе, которое происходило в последние годы, постепенно приводят к нормальным взаимоотношениям, мы все больше лучше понимаем, что мы часть одной страны, часть одного общества, и дальнейшее процветание России невозможно без сотрудничества между различными группами", - считает генеральный директор компании "Северсталь-групп" Алексей Мордашов.
Глава РСПП Шохин вспоминал 90-е. Тогда, по его словам, бизнес несколько преувеличивал свою роль. Сейчас отношения стали прагматичнее: власть для бизнеса - партнер, без которого нельзя ничего добиться.