Прощание с матерым. Леонид Резников предпочитает топ-позицию

12 Апреля 2006
Прощание с матерым. Леонид Резников предпочитает топ-позицию

Слухи подтвердились. Причем, что удивительно, на 100 процентов. То, что в производственных и административных кругах Томска всю прошлую неделю называли слухами и досужими сплетнями, оказалось чистой правдой: генеральный директор ООО «Томскнефтехим» Леонид Резников покидает свой пост. Известна даже дата окончательного ухода «пятилетнего директора» - 27 апреля.

Как и все значимые проекты в Томске, этот связан с датами проведения саммита – принимать президента, а возможно, и канцлера Германии, и главное - демонстрировать высокому собранию первую производственную площадку ТВЗ Резников все-таки будет самолично. А затем покинет город, оставив комбинат со всеми его достижениями и недоделками преемнику. Им, скорее всего, станет 32-летний Сергей Мерзляков, до сего момента возглавляющий ЗАО «Сибирхимпром» в городе Перми. В системе «Сибура», структурным подразделением которого вот уже пять лет, по сути, является Томский нефтехим, это называют «общераспространенной практикой кадровых ротаций». Правда, «ротационность» данной кадровой передвижки вызывает некоторые сомнения: Леонид Резников уходит не просто на новую должность. Уже известно, что для него заготовлено место в топ-менеджменте компании «Сибнефть», в ближайшее время готовящейся переродиться в «Газпромнефть» и обосноваться в Питере. Томский нефтехимик станет одним из вице-президентов компании. То есть автоматически попадет в «топ-лист» отечественных бизнесменов.

- И для меня, и для Сергея Мерзлякова это безусловный карьерный рост, – оценивает скорые перемены пространственного и социального положения пока еще гендиректор «Томскнефтехима» Леонид Резников, – но нужно понимать, что это закономерное продвижение по карьерной лестнице в условиях, максимально приближенных к военной службе... Я лично так рассматриваю свое новое назначение: в большей степени «надо», чем «хочу»...

В данном случае глава Нефтехима, конечно, немного лукавит. К топ-должностям амбициозные управленцы (а таковым Резников является без сомнения) идут всю сознательную жизнь, и уж, во всяком случае, не приходят к ним из-под палки. С другой стороны, почти уже бывшему нефтехимическому «генералу» есть о чем жалеть. Нефтехим - это не только пять лет в жизни успешного проектного менеджера, каковым Резников прибыл в Томск в 2001-м, но и самый успешный из его проектов.

Варяг из «Газпрома»

Теперь уже не всякий коренной томич, даже следящий за перипетиями экономической жизни области, вспомнит, что еще 6 лет назад Леонид Резников въехал в Томск «варягом». Причем не просто «варягом», а наемным ландскнехтом для участия в дележе большого куша – одного из крупнейших нефтехимических комбинатов страны - ТНХК. Нанимателями, как это принято безлично формулировать, выступили «структуры «Газпрома», вступившие в запутанный процесс передела собственности ТНХК. К тому моменту единый производственный комплекс комбината уже был разорван на многочисленные «суверенные» фирмы, часть из которых тяготела к «Востокгазпрому», часть к "ЮКОСу", а основная часть боролась за право «поудить рыбку в мутной воде» финансового оздоровления. Кроме того, в битве участвовал безусловный тяжеловес местного промышленного сообщества – СХК с почти 50-процентным пакетом акций ООО «Аппарат управления». Однако, умело использовав близость к сырьевым каналам (сырье для комбината – природный газ - в основном контролируется компаниями, в большей или меньшей степени афиллированными к «Газпрому»), «варяг» выстроил специфическую линию защиты. Главным аргументом стала так называемая давальщицкая схема поставки сырья от «Сибура», по которой комбинат получал полную загрузку мощностей (чего до 2002 года не случалось почти 10 лет), однако собственником продукции не являлся. Вся она уходила на реализацию давальщику, то есть «Сибуру». Однако на комбинате стала оставаться своеобразная маржа в виде платы за процессинг, которой оказалось достаточно для прекращения «зарплатного голода». Выйдя победителем в первых раундах, логическим завершением которых стало удовлетворение всех основных сторон – участников схватки (к примеру, тогдашний гендиректор ТНХК Анатолий Губкин удовлетворился вторым местом в сибирском партсписке «Единой России» и, соответственно, местом депутата Госдумы), «варяг» Резников продолжил консолидацию активов комбината уже в качестве полноценного гендиректора, отказавшись «перейти в новый проект». Опора на финансовые возможности «Газпрома», пусть не напрямую участвующего в борьбе за комбинат, сыграла решающую роль. Финалом многоходовой кампании по собиранию нефтехимических активов стало заключение мировой с главным субъектом нестабильности в нефтехимической коллизии – СХК, у которого проблемные акции были-таки выкуплены, причем вовсе не за запредельную «рейдерскую», а за реальную цену. Обломки былого ТНКХ мутировали в ООО «Томскнефтехим», который обрел финансовую стабильность, существенно обновил производственную базу, а также серьезно оптимизировал производственные и, что еще важнее, управленческие процессы. Тогда же Резников заявил:

- Давальщицкая схема является оптимальным способом сохранения производственного процесса на стадии антикризисного управления предприятием. Она необходима комбинату и будет существовать, по крайней мере до тех пор, пока я нахожусь в кресле генерального директора...

Тень отца «Томскнефтехима»

Продолжать живописание производственных успехов Нефтехима за последние три года особого смысла не имеет – PR-служба комбината делает это в режиме on-line. Важно то, что комбинат не только не распался на отдельные производства и попросту не «загнулся» в череде арбитражных процессов, но наоборот, встал на ноги, увеличил объемы выпуска продукции и численность рабочих мест. Разумеется, не в идиллическом режиме – оптимизация всегда сопряжена с увольнением неугодных (к примеру, не желающих переквалифицироваться на смежные специальности или переходить на более сложный режим работы) и перестановками внутри коллектива, в том числе руководящего, которые не всем приходятся по вкусу. Теперь, в преддверии собственного ухода, эту часть своей работы Резников считает выполненной.

- «Томскнефтехим» больше не нуждается в антикризисном управлении, – заявил Леонид Резников на своем «прощальном» брифинге, – наступил этап планомерного развития, в котором комбинату многое предстоит. В частности, создать крупнейший в стране нефтехимический комплекс. В этой связи старая управленческая команда остается работать как минимум на то время, которое потребуется новому менеджменту для вхождения в курс всех дел.

Впрочем, полностью уступать насиженное томское «гнездо» новому «варягу» Резников пока не собирается. Бывший «генерал» остается председателем совета директоров «Томскнефтехима» и куратором вопросов инвестиционных проектов и оптимизации производства. Соответственно, главное свое детище – газохимический комплекс, призванный вдвое увеличить объемы выпуска комбината, - Резников из поля зрения в ближайшие годы не выпустит. А контролировать есть что: фирма «Линде» уже закончила предпроектные измерения и просчитала варианты экономической отдачи. Впереди просматривается следующий этап – проведение тендера среди инжиниринговых компаний на подготовку собственно проекта газохимического комплекса. Ориентировочная стоимость проекта - от 750 миллионов до 1 миллиарда евро. Порядок сумм потребных инвестиций дает основания для предсказания его результатов – собрать такие средства сегодня под силу только «Газпрому» (инжиниринговых компаний в его структуре предостаточно).

Так что «тень отца «Томскнефтехима» (до Резникова комбинат жил под аббревиатурой ТНХК) еще долго будет витать над окраиной Томска, взирая из заоблачных топ-менеджерских высот на живописную картину блистающих труб единого производственного комплекса. А вот давальщицкая схема, похоже, уйдет с комбината вместе со старым уже директором.

Наверх