Прогуляться по Почтамтской
В краеведческом музее «построили» улицу Константина Лыгина.
Сотрудникам областного краеведческого музея удалось то, о чем так долго и безрезультатно мечтают краеведы-общественники, – они переименовали отрезок проспекта Ленина в улицу Лыгина. Пусть в масштабах одной экспозиции, пусть временно. Но до конца августа любой томич и гость города имеет возможность прогуляться по бывшей Почтамтской, увидеть Томск во всех бытовых подробностях конца XIX начала ХХ века и, выйдя на улицу, сравнить с реальными «декорациями».
Повторное открытие выставки «Лыгин. Архитектор и его время» состоялось в музее накануне Дня защитника Отечества, но никак внутренне с праздником не было связано. Эта отдельность, автономность от каких бы то ни было дат, праздников и юбилеев делает саму выставку событием. И отчасти исправляет досадные обстоятельства, вынудившие быстро свернуть прошлогоднюю выставку, открытую к 150-летию со дня рождения Лыгина и 400-летию Томска.
Нынешняя экспозиция - не повторение прошлогодней, это новая, компактная, зато более образная версия. Формообразующий ее элемент – классицистические колонны, диагональю пересекшие пространство выставочного зала. Они напоминают декоративный элемент, к которому часто прибегал Лыгин, проектируя фасады зданий. Колонны украшают Общественное собрание (Дом офицеров), Окружной суд (областной суд), доходный дом купчихи Орловой.
Лыгин для Томска, что Гауди для Барселоны. С той лишь разницей, что Лыгин предпочитал эклектику, а Гауди – арт-нуво. Впрочем, декоративные элементы модерна привлекали и уроженца Кременчуга – жилой дом Флеера (нынешний Дворец бракосочетаний) тому доказательство. Приехав уже в университетский Томск, выпускник Академии художеств, за плечами которого были победы в конкурсах, спроектированные здания в Петербурге, Самаре, Сызрани, Телави, Красноярске, служба на железной дороге, быстро почувствовал дух города и воплотил его в своих работах. За тридцать лет им было сделано более 30 проектов зданий и сооружений, 13 лыгинских зданий и сегодня украшают наш город, в основном проспект Ленина. А в краеведческом музее хранится личный архив архитектора, насчитывающий более 350 проектов, чертежей, рисунков, набросков. По чертежному наследию, представленному на выставке, можно сделать заключение: архитектор работал не только для современников - он служил Красоте и Искусству. Мельчайшие детали лепнины под карнизами, инженерная точность подземных коммуникаций, декоративность водостоков в сочетании с функциональностью – такое могут оценить только боги и История.
Ольга Матющенко вместе с коллегами построила экспозицию как прогулку по Почтамтской – от Кухтеринского торгового дома (ныне мэрия Томска) до Каменного моста. Она же провела первую экскурсию по «улице Лыгина» для всех собравшихся на открытии выставки. Начала от ранней постройки – казначейства, как еще зовут Кухтеринский дом, и закончила на Каменном мосте, последнем объекте, построенном в 1916 году по проекту архитектора. После революции Лыгин в основном преподавал в технологическом институте, а не проектировал (представленный на выставке его проект памятника погибшим борцам за советскую власть так и остался проектом). По ходу рассказа Ольга Ивановна обращала внимание не только на чертежи и рисунки архитектора, но и на экспонаты, которые напрямую не были связаны с архитектурой, однако они воссоздают дух эпохи Лыгина. Курительные трубки и штофы разной формы, веера и флаконы от дамских духов рассказывают о балах в Общественном собрании. Указывая на аптекарские склянки, «экскурсовод» заметила, что, проектируя здание аптеки для фирмы «Штоль и Шмидт», архитектор продумывал, где и как будут стоять шкафы с лекарствами. Фотография магазина Голованова дает наглядное представление об уровне обслуживания покупателей в начале ХХ века, а в витринах представлены товары, которые продавались тогда в магазине – сапожки женские, шляпки и другие необходимые в быту предметы.
Аромат времени архитектора Лыгина на выставке создавали не только бессловесные экспонаты. Атмосферу купеческого Томска отчасти воссоздали артисты Томского ТЮЗа – Елена Ильина, Анна Корзун и Андрей Франк, сыгравшие отрывок из спектакля «Не все коту масленица» по пьесе Александра Островского, и Светлана Горцева с подругами, спевшие несколько романсов.
Творческое наследие Лыгина в последние годы стало предметом научного интереса. Кандидат архитектуры Лариса Романова, разбиравшая личный архив Лыгина, хранящийся в краеведческом музее, написала о нем отдельную книгу. Биографию и творческий путь Константина Константиновича изложил в монографии «Архитекторы Томска» доцент ТГАСУ Валерий Залесов. Однако остается еще немало «белых» пятен. Совершенным откровением прозвучало сообщение Павла Рачковского, что, по сведениям барнаульских наследников Лыгина, Константин Константинович состоял в переписке со Львом Толстым.