Профессор ТГУ видит то, что не видят другие

27 Октября 2011
Автор: Оксана ЧАЙКОВСКАЯ. Фото: автора Профессор ТГУ видит то, что не видят другие

Степан Ксенц умеет разглядеть в неприметных сломанных ветках сказочных зверей, аллегории и сюжеты мировой культуры

Зайдя в дом профессора кафедры физиологии человека и животных ТГУ, биолога, Степана Михайловича Ксенца невозможно не задержаться в просторном коридоре, напротив стеллажа с его неповторимыми поделками – плодом его хобби. Хозяин дома и его супруга профессор ТГУ, филолог Нина Борисовна Реморова своим оригинальным творчеством удивляет ценителей прекрасного уже много лет. Об удивительных картинах из птичьих перьев, что создает Нина Борисовна, мы расскажем как-нибудь в следующий раз, а сегодня хочется остановиться на творениях (иначе не назовешь) Степана Михайловича.

Источник вдохновения всегда один - природа

Десятки разных скульптур и статуэток Степан Михайлович делает из неприметных глазу обычного человека корешков и веточек.

На стеллажах с ними соседствуют глыбы минералов, породы со следами окаменелостей – их ученый тоже нашел буквально под ногами. Вся его жизнь отдана науке биологии, и жизнь на Земле интересует его во всех многочисленных проявлениях. Увлечения у него были разные: рыбалка, путешествия… С самой молодости, с момента появления простых фотокамер, он всегда был при фотоаппарате. Теперь пришла пора, когда стало возможным делать отличные фото со старых слайдов. Киреевск - излюбленное место отдыха долгие годы, пригороды Томска, Университетская роща - все эти места дарили и дарят Степану Михайловичу вдохновение и необычные находки, которые становятся произведениями искусства.

У автора этих деревянных скульптур - своя философия отношения к творчеству, материалу… Он никогда не использует живое дерево, ничего не срезает, не спиливает. Только то, что само упало, только то, что почти пропало. Затоптанные в грязь, вымоченные дождями корни, ветви, сучки. Корнепластика - жанр, в котором художник творит в соавторстве с природой.

 - Степан Михайлович - удивительный человек, чуткий, умный, одаренный, - говорит о супруге Нина Борисовна. - Ему удается разглядеть под ногами причудливый корень, или ветвь, или пенек, почистить и отсечь все лишнее. Это непросто. Многие из этих деревяшек долго лежат, ждут своей идеи. И неизвестно, во что они превратятся, что увидит в них мастер.

Большинство из людей так и живет, ни разу не увидев в коряге, которую пнули на лесной тропе и прошли мимо, будущие образы этих невиданных существ, сказочных зверей, аллегории и сюжеты мировой культуры, героев книг.

У каждой фигуры свое имя, свой характер

Кого только нет на полках стеллажа профессора Ксенца! Он сумел их разглядеть. Вот и поселились тут самые разные животные, что когда-то были корягами, ветвями, сплетениями корней и древесными грибами. Кокетливая корова Маня, грациозные олени, лани, лось с асимметричными рогами. Толстый, вальяжный кот из шлифованного капа улегся на комод.

Есть и лев, замерший, запрокинув голову в гордой позе. Слон, пума, крокодил… Человеческих фигур тоже немало, у каждой - свое имя, свой характер. Вот мужички-рыбаки в лодке на веслах замерли. Вот в динамичном танце вьются тонкие фигурки. Вот пьяницы с пирушки возвращаются…

Есть и символические образы - Георгий Победоносец с копьем, Ева и Адам. И представители нечистой силы затесались в общую массу – лешие, кикиморы, сам Шурале. Они будто из сказки в этот дом пришли. Чутко прислушивается к окружающей тишине Кудесник. Ангел полурасправил крылья. Он и не черный, он и не белый. Серый, как тучка, его так и назвали - Тучка. А вот эта небольшая фигурка, любимец хозяев, - Конек-Горбунок.

«Хочется подарить дереву новую судьбу»

Среди произведений Степана Михайловича особенно привлекает рельефное панно - философская картина: в узловатых ветвях голого дерева скорчилась, нахохлившись, белая ворона. Это дерево плоское не от того, что лежало под прессом, - сама жизнь сделала таким.

 – По старому корневищу, которое месяцами лежало на дороге, в мокрой колее, долго ездили машины, ходили сотни людей, - делится со мной своими размышлениями Степан Михайлович, - и никто не замечал, что оно годится именно для этой картины, для этой вот вороны… Оно было раздавлено, спрессовано колесами, выбелено, почти измочалено. Мне захотелось дать ему новую жизнь, показать людям, что из этого может получиться.

А ведь надо было еще заметить его, выдрать из земли, прежде чем наделить новой судьбой, увидеть в нем будущую картину… Да, множество народа прошло по этой дороге, возможно, запинаясь об него. И только художник спас от небытия и превратил в интересное творение. Степан Михайлович в общем-то себя, по большому счету, художником не считает. Он просто всегда был внимателен к природе, которая сама подбрасывала ему буквально под ноги будущие творения.

Теперь уже в каждой живописной коряге, в каждой сухой ветке видно ему что-то уникальное, по-своему красивое, и художник умеет превратить ее в уникальное произведение искусства, которое нельзя скопировать. Такого, какого больше не будет на Земле. И не было бы без участия этого удивительного самодеятельного художника.

Кстати:

Многочисленные статуэтки, рельефы, поделки из природного материала... Супруги обычно выставляют свои произведения вместе: были уже их вернисажи в Научной библиотеке ТГУ и в Музее деревянного зодчества. Следующей весной там планируют провести еще одну выставку: ведь новых работ прибывает…

 

 

Наверх