Приоритетные направления образования: что изменится в средней школе?

23 Января 2012
Приоритетные направления образования: что изменится в средней школе?

- Александр Андреевич, президент объявил часть вузовских специальностей приоритетными для нашей страны. Как это  отразится на школьном образовании?

- Федеральная власть инициировала интерес к этим специальностям. Заинтересованность в них высказана всеми. Это – направление, с которым связывает свое развитие наша страна. И поэтому заявление Президента накладывает отпечаток на деятельность всех, кто работает в сфере образования, в т.ч. в общем образовании.

 

- Наблюдается ли рост интереса школьников и их родителей к приоритетным специальностям?

 - Современные дети и их родители заинтересованы в высоком качестве образования. Желающих идти на инженерные специальности станет еще больше, когда ребята увидят, что с физико-техническим  и естественно-научным образованием можно устроиться в жизни, быть уважаемым человеком, когда вырастет престиж соответствующих профессий.  Задача общего образования – быть готовы к таким переменам. Что значит готовность школ? Прежде всего, это материально-техническая база. В школах должно быть лабораторное оборудование. Без него не будет качественной подготовки по естественно-научным дисциплинам. Главным образом интерес к тому или иному предмету зависит от учителя. Поэтому необходимо повышать профессионализм учителей естественно-научного профиля, привлекать к работе в школах настоящих профессионалов.

Для этого необходимо  повышать престиж профессии, статус учителя, увеличить зарплату, закреплять молодых специалистов. Сейчас в этом направлении делается многое. Прежде всего -  доведение зарплаты учителей до средней по экономике региона в рамках проекта модернизации образования (мы планируем достигнуть этого результата к концу 2012 года). В самом начале будущего 2012 года будет принят ряд документов, которые предусматривают меры материальной поддержки – стипендию и стимулирующие выплаты - для молодых учителей. Наконец, разработана специальная программа по привлечению в школу на работу магистрантов вузов.

 

- Если вернуться к интересу школьника, то возникает вопрос, как мотивировать ребенка к занятиям сложными дисциплинами?

- Для этого есть много способов. Но я бы обратил внимание на возможность для школьников попробовать себя в технической деятельности. Необходимо создать условия, заинтересовать детей на примере творческих задач. Школа должна иметь инфраструктуру для технического творчества. Ведь одно только знание - это не все. Чтобы соответствовать тем требованиям, которые ставит перед ними общество, выпускники должны уметь применять знания для создания определенного продукта. Сейчас в школах активно внедряется компетентностный подход. Чтоб зафиксировать и оценить ряд компетенций, нужно предоставить ребенку и учителю возможность практической деятельности, а для этого не обойтись без материально-технических и организационных  условий.

 

- Есть ли уже конкретные наработки, в каких школах будут развиваться гуманитарные профили, а в каких – технические?

- Свои предпочтения школы определяют формированием образовательной программы, в рамках которой, предусматриваются те или иные профили обучения. Выбор определенного профиля – это, по сути, выбор будущей профессии. Ему должна предшествовать профориентационная деятельность среди школьников. Даже в рамках профиля должна быть некая индивидуальная образовательная траектория. Современная схема организации учебного процесса должна позволять ребенку получить свой набор знаний и компетенций, который даст возможность хорошо подготовиться к итоговым экзаменам. Для профильной школы очень важна связь с вузами. В совместной деятельности много различных аспектов, но особенно важно, когда люди, достигшие успехов в науке, работают с детьми и своим личным примером показывают, чего можно достичь на этом поприще. На мой взгляд, очень важна роль вузов в организации технического творчества школьников.

Хочу специально подчеркнуть, что не надо думать, что приоритет естественно-научных дисциплин означает, что мы бросим заниматься гуманитарными. Просто пришло время для  более пристального внимания тем наукам, которые дают возможность в дальнейшем проявить себя в сфере приоритетных для страны специальностей.  

Наверх