Неизвестный владелец картины "Крик" норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка впервые покажет ее публике: картина будет выставлена в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке с 24 октября по 29 апреля, сообщает газета The New York Times.
На протяжении нескольких десятилетий полотно, которое искусствоведы называют символом культуры XX века, находилось в частной коллекции и никогда не выставлялось в Нью-Йорке.
По словам директора музея, картина будет размещена в первой галерее на пятом этаже музея, вместе с ней на выставке будут представлены гравюры Мунка, созданные в тот же период, что и "Крик". Меры безопасности будут беспрецедентно высокими, поскольку одна из самых узнаваемых в мире картин является и предметом особого интереса воров.
"Крик" не только вошел в историю искусства как шедевр экспрессионизма, но и как самый дорогой лот, установивший рекорд аукционных торгов, посвященных импрессионизму и модернизму. В мае картина была продана на Sotheby's за 120 миллионов долларов.
Имя человека, выкупившего картину на аукционе, до сих пор неизвестно. Эксперты склоняются к версии о том, что покупателем стал американский финансист и коллекционер произведений искусства Леон Блэк (Leon Black), который является членом попечительского совета МоМА. Однако ни директор музея, ни администрация Sotheby's имя нового владельца, предоставившего картину в музей, не разглашают.
В мае, когда картину выставили на торги в Лондоне, ее посмотрели более 7500 человек за пять дней. После того, как она прибыла в Нью-Йорк, аукционный дом предоставил возможность увидеть ее лишь своим клиентам.
"Крик" является одной из четырех работ серии, написанной Мунком на один и тот же сюжет в 1893-1910 годах. Три другие работы (две выполнены маслом, одна - пастелью) хранятся в музеях Норвегии, их несколько раз пытались похитить. В 1994 году грабители украли из национальной галереи Норвегии "Крик", написанный в 1893 году, его обнаружили спустя год.
В 2004 году из Музея Мунка в Осло была украдена версия "Крика", созданная в 1910 году, и "Мадонна". Обе картины были найдены через два года после похищения.
Картина, которую осенью выставят в Нью-Йорке, выполнена пастелью и, как отмечают эксперты, является самой яркой и красочной из всех. Кроме того, только на ней есть табличка, на которой сам художник выгравировал строчку из своего дневника. Надпись поясняет, что вдохновило его на создание полотна.