Пожирающая, бессмысленная страсть…

19 Декабря 2013
Автор: Оксана Чайковская Пожирающая, бессмысленная страсть…

Моя мама говорила: «Плохо, когда муж дурак, хуже - когда он ревнивый дурак». Еще хуже только ревнивый дурак с двустволкой. Мама знала, о чем говорила, у них в деревне такие драмы на почве ревности случались…

Поводов для ревности иные жены и мужья дают немало, многие бывают пойманы с поличным, биты и даже убиты. Это тема для отдельного, непростого разговора. Но сегодня поговорить хочется о наиболее тяжелом случае, о ревности патологической и беспочвенной. Той страсти, что пожирает человека, и он в угоду своей глупости и комплексам сжигает в огне необоснованной ревности все, что у него есть. Взаимную любовь, очаг, доверие. Потому что человек, которого обвиняют в том, в чем он не виновен, в конце концов устает оправдываться и не выдерживает прессинга придирок и издевательств.

«О чем трепались у колодца?»

Марина замуж вышла рано и без большой любви. Так получилось, хотелось скорей вырваться из дома, где хозяином стал отчим, где приходилось нянчиться с пятью младшими братьями и сестрами. Вышла в 17 лет за мужика на 9 лет ее старше. Яша ее полюбил, посватал, она и пошла. Что там было у него с женщинами еще до брака, какая любовь, он никогда не рассказывал. Но опыт, видать, имелся. И почувствовать, что жена его, мягко говоря, не очень обожает, сумел. А поняв это, сильно мучился и мучил жену. Еще бы, молоденькая, красивая, стройная, как тополек… Должна, по идее, изменять своему нелюбимому мужу. Эту историю тетя Марина рассказывала мне много позже, уже похоронив третьего мужа, но непонимание так и осталось в ее душе, даже полвека спустя. Почему, за что первый муж так ужасно ее ревновал? Яша жив, живет в другом городе, но они не виделись 40 лет! Даже общий сын не смог соединить семью, удержать их в браке. Непонимание и недоверие были слишком велики.

- Тогда, в шестидесятые, - говорила тетя Марина, - нравы были построже. Люди греха боялись, и всякие шуры-муры крутить было сложнее, шли на это в случае настоящей страсти, очень велик был риск. Я была молоденькая, комсомолка, понятие чести для меня было очень важно, и изменять мужу, даже нелюбимому, у меня и в мыслях не было. Его нападки меня оскорбляли, я пыталась оправдаться, но доказать свою честность трудно, уличить кого-то в том, что было, легче, чем невинному оправдаться. А он постоянно нападал на меня, подозревал, обвинял. Вот, помню, пошла на колодец за водой. Разговорились там с соседкой. Колодец было видно из нашего окна. Вернулась с ведрами - Яша уже язвительно спрашивает: «О чем это вы с Марьей Мироновной у колодца трепались, поди, о мужиках?» Просто больной какой-то! Или пойду к подруге платье кроить - и туда проводит, и обратно встретит, или вовсе на завалинке сидит, караулит, разговоры под окном слушает. Она голос понизила - секретное что-то сказать, он всю дорогу донимал: «О чем это она тебе шептала, о женихах?» Пока с ребенком в декрете сидела, еще ничего было, а на работу вышла, вот начался ужас! Ни на кого не посмотри, ни кому слова не скажи. А я в окошечке кассы сидела, деньги выдавала. С кассиршей все хотят дружить, чтоб размен хороший дала, чтоб перед твоей очередью на обед не ушла. Такие скандалы были дома!.. И ничего не докажешь. «Почем я знаю, чем ты там занимаешься в своей кассе, когда окошечко закроешь!» С ума сойти. По этой логике, он, когда почту в деревни возит, тоже под каждой копной останавливаться может с деревенскими молодухами? Терпела я, терпела и выгнала его. Ради чего терпеть-то? Только ради ребенка. Вот когда он сына своего четырехлетнего из-за пустяка по лицу ударил, мы и разошлись. Если он свое родное дитя не любит, то и говорить не о чем.

Второй раз вышла Марина замуж по большой любви. Тот не ревновал, но сам был такой ходок, что вскоре его увела в даль светлую очередная юбка. С третьим мужем были ровные отношения, без вспышек. Любовь была без страсти. Коля спокойно мог слушать воспоминания Марины о ее прошлой жизни и, даже выпивши, при гостях, только посмеивался: «Ну, что, я у тебя самый лучший?» - «Конечно, лучший!» - отвечала она. «Любишь ?» - «Не-а!» И хохочут оба. Конечно, он понимал, как она его любит. А слова - что, это только слова. Теперь, без Коли, тетя Марина места себе не находит. Тоскует. Когда зашел у нас этот разговор о ревности, она призналась, что ни одному из мужей не изменяла, не может она на это пойти, даже в промежутке между мужьями ей трудно было заводить отношения с «чужим мужиком», даже свободным. А уж имея своего… Но мужчинам трудно это понять, возможно, им легче пойти на измену, и поэтому они подозревают своих женщин по поводу и без повода. И сами же губят свою семью и убивают любовь. Яша так ничего и не понял, не оценил верность Марины. Вторая его жена была не красавица и намного его старше. Говорят, ее он не ревновал.

«Дело прошлое, а осадочек остался…»

Полина и Олег живут вместе не очень долго и сошлись на почве общности интересов, при первой встрече сразу же понравившись друг другу. Оба до этого были в браке, но уже давно расстались со своими «половинами». Олег после этого пару раз пытался вновь устроить судьбу, но каждый раз наступало расставанье. Сейчас, почти три года прожив с ним, Полина даже догадывается, почему. Недалеко Олег ушел от Якова, хотя живет в другую эпоху. Дело в том, что Олег ужасно ревнив. Полина, зная его, никаких малейших поводов для ревности не дает. Да и адюльтеры для современной работающей замужней женщины, имеющей детей, - непозволительная роскошь, на них у большинства дам ни времени, ни сил не хватило бы, но ревнивцы это в расчет не берут. Короче, Олег ревнует Полю к бывшему мужу. Не к нему самому, к памяти о нем, его вещам и так далее. Не уехал бы этот самый бывший, Юра, к своей новой жене в столицу, не известно, какие бы драмы кипели, но и сейчас поводов для упреков и подколов Олег находит немало. Ну вот, например, смотрят КВН, и восхищается Поля, какой импозантный Ярмольник в новой бороде. Все, Олег уже язвительно говорит: «Конечно же, у бывшего твоего борода была, ты по ней ностальгируешь. И Гусман тебе из-за бороды нравится, и мультик про Дядюшку Ау ты из-за этого обожаешь!» И бесполезно ему рассказывать, что Юра бороду носил далеко не всегда, часто сбривал, а с усами вообще щеголяет большая часть мужского населения планеты. Что ж теперь, телевизор не смотреть? Кстати, Дядюшка Ау - Полинкина слабость с октябрятского возраста. Но оправданий Олег не слушает: «Меня не интересуют, сколько лет он ходил с бородой! Я вижу, что ты из-за него к бородачам неравнодушна». Или в доме что-то изменить хочет, шкаф, например, выкинуть. Полина возражает - новый-то купить пока не на что. А у Олега своя зацепка - ну да, ты же его с Юрочкой покупала, собирала… А уж семейные альбомы, семейные воспоминания, забавные случаи из жизни детей - все это лучше не вспоминать. Доходит до полного абсурда: «Я не поеду с тобой в Сочи никогда, ты туда с бывшим своим ездила».

Кошмарная пытка получается. Когда Поля говорит ему: ты же тоже был женат, и много что у тебя было с женой. Олег парирует: «Я не храню на каждом шагу память о бывшей жене, я ее ненавижу, фотографии все выкинул и забыл, как ее зовут. А ты от своего все фоточки бережешь, все книжечки, дневники, письма, значит, еще любишь». У Полины такой характер, что она не только эти фотографии хранит, но и еще много чего, она трепетно относится к памяти. А Олег требует все прошлое «выжечь паяльной лампой» и на его месте начать новую жизнь в пустой Полининой квартире. Ему там все напоминает о Юрии, которого он в глаза не видел. Случаев, один нелепее другого, можно еще много перечислять. Не известно, долго ли Полина выдержит жизни в таком ритме. Олег тоже сердится: «Я не могу жить, чувствуя присутствие Юры в этом доме!» Выходы все не ахти какие: или забрать Полину в другой дом - как есть, без вещей, или вообще расстаться. Но Олег видит выход в уничтожении памяти о бывшем муже вокруг Полины. Главные две памятки - ее дети от первого брака - почему-то не обсуждаются. Хотя они - главное напоминание о муже, по мнению Полины. Но Олег с ними в хороших отношениях, он не против детей. А цепляется к бумажкам, дощечкам, конвертикам…

Понимаю, что эти случаи - не самые ужасные. Есть такие помешанные на ревности мужья, что учиняют за женами настоящую слежку, и тайную, и явную. Есть такие, которые ни на минуту не отпускают от себя, контролируют каждый шаг. Много случаев можно рассказать и про помешанных на ревности женах. Хочется только напомнить, что любовь без веры и доверия - не совсем любовь. И без оснований оскорблять родного человека - тупиковая ветвь отношений. Это может погубить брак. Задумайтесь об этом, господа ревнивцы. 

Комментарии

Наверх