Пожар на борту Ту-154: Пилоты спасли жизнь 51 человека
Летчики сажали лайнер с горящим двигателем в сложнейших условиях.
Критические ситуации, способные привести к страшным последствиям, в небе над Москвой случаются все чаще. Всего несколько дней назад диспетчер аэропорта «Шереметьево» предотвратил катастрофу, «разведя» в воздухе два самолета за 12 секунд до возможного столкновения. На этот раз трагедия едва не произошла в воздухе над «Домодедово».
В понедельник в 14.55 Ту-154 рейса Москва - Оренбург взлетел и начал набирать высоту. В салоне был 51 пассажир. Лайнер добрался до 1800 метров, когда в кабине пилотов тревожно замигал сигнал «Пожар в двигателе».
На «тушках» такое не редкость, только обычно тревога бывает ложной. Но в этот раз двигатель загорелся по-настоящему, пишет КП.
Летчики действовали по инструкции: быстро отключили двигатель, после чего сработала автоматическая система пожаротушения.
И сразу командир корабля Александр Карпов запросил у диспетчеров «Домодедово» экстренную посадку.
"Запросил" - это официальная формулировка, - рассказал один из сотрудников аэропорта. - Фактически пилот поставил диспетчера перед фактом, что он садится".
У Ту-154 трехступенчатая система тушения двигателей. Если автоматическая (которая срабатывает после остановки двигателя) не помогает, оставшиеся две включают члены экипажа. Но даже после того, как все три ступени в этом самолете были задействованы, лампочка-датчик мигать не перестала.
Диспетчеры просто разогнали самолеты над аэродромом, расчищая лайнеру путь к земле. К полосе вылетали поднятые по тревоге пожарные расчеты и спасатели. Через три минуты все были на месте и глядели только в небо. А тем временем командир принял решение: ни на какие положенные круги не идти, разворачиваться как можно круче и быстрее и садиться.
"Это очень хороший летчик, - рассказывает сотрудник аэропорта. - Он показал настоящее мастерство. Как правило, когда самолет запрашивает экстренную посадку, если причины не очень серьезные и нет угрозы для жизни пассажиров, диспетчер «гоняет» его в небе кругами, чтобы сжечь топливо. Дело в том, что самолеты рассчитаны на посадку «пустыми», иначе существенно увеличивается нагрузка на шасси, они могут просто сломаться при посадке, тогда удар о бетон, разбитые баки, взрыв"
Карпов же, мало того что сажал самолет с полными баками, делал это в экстренных условиях. Обычно пилот выравнивает самолет (так, чтобы крылья были параллельно земле) примерно за километр до начала посадочной полосы и спокойно садится. В этот раз пилоту пришлось делать это буквально за несколько секунд до приземления.
Самолет сел через 8 минут после взлета - в 15.03. Система тушения сработала нормально, еще в воздухе, двигатель уже не горел, а просто дымил.
Членов экипажа отправили давать показания, а пассажиров - запасным рейсом в Оренбург. О настоящих причинах внезапного приземления пассажирам никто ничего не сказал.
"Предупредили сухо: «По техническим причинам» - и все, - говорит один из спасшихся. - А мы и не поняли, что было на самом деле. Разве что почувствовали резкий запах керосина".