После саммита
Отсутствие свежей клубники, наличие плохих дорог, убогая реклама – всего лишь маленькие неприятности на фоне больших плюсов.
В течение нескольких дней минувшей недели Томск открывал сводки новостей на всех центральных телеканалах, не сходил со страниц газет, звучал по радио. Российско-германские консультации на высшем уровне спровоцировали информационный прорыв для Томской области, и именно это, как заметил томский губернатор на пресс-конференции, посвященной итогам саммита, стало главным результатом прошедшего события. «Средняя по объему публикация в газете «Известия» стоит около миллиона рублей, - сказал Виктор Кресс, - а Томская область, по данным «Яндекса», за время саммита прозвучала в прессе более двух тысяч раз» (представляете, сколько сэкономили!). Повод для радости? Почему бы и нет.
Радость с горчинкой
Лицо вышедшего к журналистам губернатора как раз и излучало эмоцию радости, которую он не пытался скрывать: произошла революция в имидже области, подписан целый ряд серьезных соглашений, завязаны деловые контакты с крупными предпринимателями, да и в конце концов просто завершились многомесячная головная боль, связанная с подготовкой самого крупного в истории Томска международного события, и двухдневная нервотрепка приема почти восьмисот гостей, значительную часть которых составляли мужи и дамы высшего и супервысшего эшелонов власти и бизнеса. Есть все основания вздохнуть с облегчением. Но начал Виктор Кресс с разговора о проколах и недостатках, которые обнаружились в эти дни.
Прежде всего оказалось, что, несмотря на обилие в наших университетах факультетов иностранных языков, в Томске нет специалистов, способных вести синхронный перевод. Причем их нет не только у нас, но и во всем Сибирском федеральном округе. Вторая проблема – отсутствие нормальных туристских маршрутов по городу.
- Мне, - рассказал губернатор, - пришлось самому провести экскурсию по Томску для канцлера Ангелы Меркель. Вместо предусмотренного для этого получаса мы справились за десять минут. Показывать нечего. Все наши претензии стать городом, привлекательным для туристов, пока безосновательны. Нет приличных экскурсионных автобусов. Нет хороших экскурсоводов, тем более со знанием иностранных языков. Нет площадок для парковки автомобилей, нет даже подходов к достопримечательным местам. Вообще отсутствует какая-либо концепция проведения экскурсий, особенно для VIP-персон.
Очень хорошо показал себя ресторанный сервис (даже свежую клубнику завезли из Кемерова), чуть похуже – гостиничный: были задержки при выезде. А вот аэропорт по объективным причинам не способен принимать большое количество самолетов: взлетные полосы и ангары не соответствуют международным стандартам. Богашево, отправляющее и принимающее в день всего один рейс на Москву, вынуждено было принять сразу 30 самолетов. Проблема казалась неразрешимой, но выручили соседние города, временно разместившие авиалайнеры у себя.
Не понравилась гостям дорога из аэропорта до Томска. А Герман Греф, прогулявшийся пешком от гостиницы «Магистрат» (площадь Ленина) до ресторана «Вечный зов» (рядом с Домом ученых), заметил, что такой убогий транспорт и такая некачественная реклама не украшают современный город. Подобная реклама, подчеркнул министр экономического развития и торговли, имеющий опыт пиар-деятельности, может быть только там, где есть личный интерес у кого-то из чиновников... Но все высказанные замечания и проявившиеся недостатки – мелочь по сравнению с теми плюсами, которые принес саммит.
Открытие Томска
Для российских и немецких министров, политиков и предпринимателей Томск стал настоящим открытием. Например, председатель совета директоров группы компаний «Ренова» и ОАО «Суал-Холдинг» Виктор Вексельберг признался Виктору Крессу, что не подозревал о мощном научном и природном потенциале Томской области, не знал о богатых залежах редкоземельных металлов и пообещал, что его компании обязательно придут в наш регион. Министры Виктор Христенко (промышленность и энергетика России) и Алексей Кудрин (финансы), скептически относившиеся к идее технико-внедренческих зон, побывав не северной площадке Нефтехима, изменили свое отношение к ТВЗ. «Пожалуй, я был не совсем прав», - признался Христенко. Разработки томских компаний «ЭлеСи» и «Микран» гости назвали уникальными, а «Полюс» произвел столь сильное впечатление на Владимира Нестерова, генерального директора объединения имени Хруничева, что он пообещал «оторвать» головы своим подчиненным за то, что не доложили о существовании такой мощной наукоемкой площадки.
Приняты решения и получены заверения в финансировании реконструкции аэропорта с тем, чтобы он мог получить статус международного, автобана из Богашева до Томска в обход населенных пунктов, старого коммунального моста через Томь, здания ТЮЗа. Председатель Восточного комитета германской экономики Клаус Мангольд и губернатор Виктор Кресс от имени «Сибирского соглашения» подписали договор о долгосрочном сотрудничестве, который предусматривает совместную деятельность по высокотехнологичным лесо- и торфоразработкам, по освоению крупнейшего Васюганского болота. «Реализацию этого договора придется продвигать Томской области, - подчеркнул Виктор Кресс. – Если ему «не приделать ноги», он так и останется на бумаге».
Президент проникся проблемами ЖКХ
Томский губернатор передал президенту Путину три официальных письма, в которых сформулированы предложения по решению проблем ЖКХ. В частности, услуги предприятий ЖКХ предлагается перевести в разряд социально значимых и снизить для них НДС до пяти процентов, а ТСЖ вообще освободить от налогов. «Мы насоздавали ТСЖ, - аргументировал свою позицию губернатор. – Но как только с них начали взимать налоги, пошел обратный процесс. А ведь именно эти структуры способны навести порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве». Поставлен вопрос перед правительством и о погашении выпадающих средств, связанных с ограничением роста тарифов на услуги ЖКХ. Только из-за присоединения к областному бюджету Северска в нем образовалась «дыра» более чем в 400 миллионов рублей. Прозвучали предложения и об увеличении норматива отчисления налога на недропользование в пользу территорий.
Министры в помощи не отказали
У Виктора Кресса состоялись деловые встречи со всеми приехавшими на саммит российскими министрами. С Алексеем Кудриным удалось переговорить о создании института налоговых сборщиков в сельской местности, о выплате северных надбавок классным руководителям и участковым врачам и некоторых других финансовых проблемах. В беседе с министром образования Андреем Фурсенко Виктор Кресс лоббировал интересы трех томских вузов, участвующих в конкурсе на статус инновационного университета. «Один из ваших университетов обязательно получит такой статус, - отшутился министр. – Я понимаю, что ваши вузы белые и пушистые, но российское научное сообщество не поймет, если выиграют сразу два из Томска. Но не переживайте: осенью будет объявлен еще один подобный конкурс, и ваши университеты имеют шансы на победу». Шла речь о дальнейшей компьютеризации сельских школ, о подготовке в томских вузах кадров для инновационного бизнеса. Андрей Фурсенко комплиментарно отозвался о молодежном ресурсном центре на улице Мичурина и заметил, что томский опыт нужно тиражировать по всей стране. Герман Греф пообещал порадеть за интересы томичей на переговорах с послом Сингапура: эта страна намерена поучаствовать в обустройстве одной из ТВЗ в России, но мечется между Татарстаном и Томском, - возможно, Греф убедит зарубежных коллег взяться за обустройство обеих. Перед Виктором Христенко были поставлены вопросы, связанные с дальнейшим развитием энергетики, включая атомную, по лимитам на газ, по лесопромышленным программам.
Удалось снять острые углы во взаимоотношениях с министром информационных технологий и связи Леонидом Рейманом (он косо посматривал на Томскую область после создания телепорта в госуниверситете и победы в конкурсе на ТВЗ) – министр пообещал всячески содействовать обустройству ТВЗ телекоммуникационными системами и даже выразил готовность профинансировать перевод Томской области на цифровое телевидение, что позволит уйти от дорогостоящего проводного радиовещания в селах. В министре культуре Александре Соколове томский губернатор нашел верного союзника в решении проблем сохранения деревянной архитектуры, с министром по работе с территориями Владимиром Яковлевым обсудил вопросы подготовки в ТГАСУ (совместно с Берлинской академией) специалистов для работы в ЖКХ и о проведении пилотного проекта по санации старого жилья (вместе с немцами) в Томской области. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев подтвердил решение о создании батальона милиции в Северской дивизии и в очередной раз озаботился проблемой жилья для сотрудников правоохранительных органов. Получены договоренности о создании в Томске первого в России центра ядерной медицины, о реконструкции транспортных магистралей в областном центре и строительстве северной широтной дороги и даже о гастролях нынешним летом в Томске знаменитого Мариинского театра.
Подводя итоги, Виктор Кресс подчеркивал: они предварительные, их значение для Томской области мы осознаем позже. Но уже сегодня не вызывает сомнений тот факт, что от консультаций на высшем уровне, решавших глобальные вопросы двустороннего сотрудничества России и Германии, кое-что перепало и томичам. Это «кое-что» вылилось в прорыв информационного вакуума вокруг Томска.
Информация для ворчунов:
Прием в ресторане «Вечный зов» оплачивал Российский союз промышленников и предпринимателей, а расходы на прием в ресторане «Пармезан» взяла на себя администрация президента. Областной бюджет вложил в подготовку к саммиту около трехсот миллионов рублей, однако все сделанное (отремонтированные здания, построенная кирха и т.д.) останется здесь, в Томске.