Помоги тому, кто делает
Недавно в Томской области, как и во всей стране, отмечали День работников лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Для томичей и жителей других сибирских регионов этот праздник - особый: лес кормил наших дедов и прадедов задолго до того, как в недрах земли сибирской нашли нефть и газ. Да что там прадеды... Еще каких-нибудь тридцать лет назад вся область была покрыта сетью леспромхозов, снабжавших потребителей древесиной, а местное население - работой. И эта система казалась стабильной, незыблемой и едва ли не вечной.
Свет в конце тоннеля
Поселок Красный Яр Кривошинского района исключением не был: здесь в советские времена тоже существовал крупный леспромхоз. Красноярцев это вполне устраивало: заготовка древесины испокон веку была для местных жителей основным занятием. Разнились лишь способы применения древесины: когда-то, например, дрова были нужны не только населению, но и проходящим по реке пароходам. Но не будем слишком углубляться в историю. 90-е годы XX века нанесли лесной отрасли тяжелый удар: леспромхозы стали закрываться один за другим. Наше зеленое богатство в одночасье оказалось никому не нужным - для тех, кто отдал отрасли жизнь, это казалось непостижимым. Почил в бозе и леспромхоз в Красном Яре. Поселок, население которого в лучшие времена достигало 12 тысяч человек, остался без опоры и начал быстро хиреть. Это ведь аксиома: оттуда, где нет работы и веры в завтрашний день, «утекают» финансы и люди, рассыпается и необходимая для нормальной жизни инфраструктура. Те, кто чувствовал в себе силы начать жизнь заново, уезжали в город или в другие, более перспективные поселки. Оставшиеся перебивались чем могли: собирали грибы-ягоды, разбирали на металлолом остатки железнодорожной колеи, по которой лес когда-то возили к реке. Процесс медленного умирания поселка длился до 2004 года. А потом в конце тоннеля забрезжил свет: в Красный Яр пришло ООО «ЗПК СибЛесТрейд».
Вскоре красноярцы, поначалу боявшиеся поверить в такое счастье, убедились: намерения у «пришельцев» серьезные. Взяв в аренду окружающие поселок леса, компания занялась не только заготовкой древесины: с помощью завезенного импортного оборудования она тут же, на месте, превращалась в пиломатериалы и отправлялась в Томск, другие города Сибири и даже сопредельные государства - Казахстан, Узбекистан, Китай. Появились рабочие места, стабильная зарплата, налоги в местный бюджет. Что долгов ни по налогам, ни по зарплате у предприятия нет и сейчас, подтверждает глава Красноярского поселения Николай Таукин. А вот проблемы у «ЗПК СибЛесТрейд», увы, есть. И связаны они с одной из главных российских бед - дорогами.
Все начинается с дороги. Иногда ею же и заканчивается
Так уж сложилось, что изрядную часть года красноярцы чувствуют себя робинзонами, ждущими связи с «большой землей» - от нее поселок отрезан Обью. Зимой сюда можно добраться только по зимнику, летом - на пароме. Но зимник протяженностью 77 км, на котором нетрудно разъехаться двум машинам, это еще не все. Есть еще весна и осень с неотъемлемой их приметой - распутицей. Иногда добраться до поселка невозможно по 2 — 3 месяца. А в 2007 году, вспоминает глава поселения, из-за погодных катаклизмов проблемы продолжались всю зиму. Жить в таких условиях трудно. Но еще труднее - вести в таких условиях бизнес.
Не надо думать, что руководство «ЗПК СибЛесТрейд» сидит, сложа руки, и ждет, что проблемы решатся сами собой. Что состояние той дороги, которой приходится пользоваться красноярцам, с приходом предприятия значительно улучшилось, признают все. Но есть вещи, которые даже самой социально ответственной компании не по плечу. И дороги - одна из них.
- Дорогой мы занимаемся на протяжении всего времени нашей работы в поселении. Сделали водоотводы, насыпи, настилы. Техника у нас для этого есть: в собственности компании четыре бульдозера, средний грейдер, фронтальный погрузчик, экскаватор, самосвалы, - рассказывает директор «ЗПК СибЛесТрейд» Евгений Савицкий. - И арендаторов к этому подключаем - в общей сложности в дорогу уже вложено около 15 млн. рублей. Общими силами удалось привести ее в приемлемое состояние. Но пошли дожди, и проблема вновь встала перед нами в полный рост.
Дорога Красный Яр - Петропавловка проходит по местам болотистым, сложным. Нужны и гати, и водоотводные каналы, и мосты. Помочь поддерживать дорогу в порядке, говорит Евгений Федорович, могла бы даже такая мелочь, как выделение щебня и гравия: стоимость этих материалов сегодня весьма высока. Ну а в идеале, конечно, связь с Красным Яром должна стать круглогодичной. Тогда и планами по развитию бизнеса суждено сбыться. А они у «ЗПК СибЛесТрейд» есть. Сегодня компания заготавливает здесь 40 тысяч кубометров древесины в год, готова заготавливать до 100 тысяч. Помимо прочего, это позволит в два раза увеличить и численность рабочих мест. Все это не просто слова - планы компании прописаны в Концепции ее развития, разработанной специалистами на основе серьезного анализа рынка. В планах на ближайшее время - установка импортных сушильных камер, приобретение новой техники и лесоперерабатывающего оборудования, строительство в поселке котельной и даже жилья для молодых специалистов, которые необходимы любому развивающемуся предприятию. Но люди выражают готовность переехать ровно до той поры, пока не узнают об имеющихся транспортных проблемах.