Под созвездием Чадыган
Последние чулымцы пытаются сохранить свой язык в Тегульдетском районе
Задолго до основания села Тегульдет, около 400 лет назад, на этих землях образовалась Тутало-Чулымская волость. По названию местности ее коренных жителей стали называть чулымцами. Эти люди занимались только рыболовством и охотой, ни землепашества, ни обработки леса не вели, жили они семьями, по имени семьи называли и деревни. Но с годами сюда перебрались переселенцы, которых становилось все больше, а чулымцев - все меньше. Сегодня их почти не осталось, но все же есть те, кто не только помнит свои корни, но и ведет летопись на родном языке.
Сокровищница родного края
С одним из них, Василием Габовым, мы познакомились на экскурсии в Тегульдетском районном музее. Василий Михайлович рассказал нам о быте, культуре и языке своего малочисленного народа и показал юрту Чадыган, представленную в экспозиции выставки.
Кстати, эта экспозиция составляет основу музея, которому в этом году исполняется 20 лет. Как сообщила нам его директор Ольга Лехтина, музей был организован Василием Новокшоновым из экспонатов, которые удалось собрать местному жителю за полвека. Сегодня основателю учреждения уже более 80 лет, он перебрался жить в Томск к родственникам, так как почти совсем потерял зрение, но все же старается жить активно и поет в хоре ветеранов. Однако его труд здесь помнят и ценят. Сегодня коллекции музея пополняют местные жители и школьники, которые организуют исследовательские экскурсии по родному краю.
Миссия Тарлаганова
Многие находки современной молодежи непонятны, но коренной чулымец Василий Габов помогает разгадывать историю этих артефактов. Так, он рассказал нам, почему юрта чулымцев называется «Чадыган».
- «Чадыган» в переводе с чулымского означает «Большая медведица». По легенде местного народа, звезды из созвездия Большого ковша - это замершие охотники. Семь охотников ушли за добычей и не вернулись, а на небе взошел Чадыган, - объяснил Василий Габов.
Кстати, его вторая, чулымская, фамилия - Тарлаганов. Что означает, «кто таскал на себе мешок». По словам Василия, фамилию род получал от характера занятий своего предка.
- Сегодня чулымский народ вымирает, а вместе с ним умирает и язык, - говорит Ольга Лехтина. - Если по переписи 1995 года в нашей области проживало 750 чулымцев, то в 2002 году уже 442 человека, а в 2010 году - всего 187 человек.
Чулымцы живут сегодня только на территории Тегульдетского района. Раньше они были и в Зырянском, и в Первомайском районах, и в Красноярском крае. Идет угроза вымирания, а вместе с тем сами чулымцы порой стесняются называть себя тем, кто они есть.
Василий Михайлович признается, что молодое поколение чулымцев не знает своего языка. Но Габов не отчаивается - для потомков свою летопись, а также стихи и рассказы он пишет на кириллице, возможно, когда-нибудь по его записям будут изучать почти забытый чулымский язык.
По крайней мере, своих родных - двух сыновей и трех внучек Василий языку учит. Его заветная мечта - открыть собственную школу, чтобы сохранить эту древнюю культуру.