По России ездят алкоголики и психи
В среду сенаторы и представители МВД решили подойти к изменению автомобильного законодательства «концептуально» – изменить ПДД, ужесточить наказание для водителей, пересмотреть процедуру лицензирования автошкол и изменить требования к здоровью водителей.
На состоявшемся в среду «круглом столе», организованном комитетом Совета федерации по обороне и безопасности и представителями МВД, было принято решение о разработке концепции изменения автомобильного законодательства России.
В первую очередь чиновники заговорили о тотальном ужесточении ответственности для водителей. Замначальника ГАИ России Александр Якимов заявил, что МВД полностью поддерживает соответствующий законопроект, который был внесен в Госдуму и должен быть рассмотрен в первом чтении в ближайшее время. Кроме того, по его словам, у МВД уже готов другой проект, согласно которому в УК будет включена новая статья для пьяных водителей, ставших виновниками ДТП. В проекте есть также поправки в КоАП, ужесточающие наказание для лишенных или не имеющих прав водителей, которые решили сесть за руль в нетрезвом виде.
Бывший глава ГАИ России, разработчик нового закона о безопасности дорожного движения, сенатор Владимир Федоров убежден, что одними наказаниями проблему пьянства не решить.
«Сейчас у нас по дорогам ездят алкоголики и психи. И всем им дают права по нормам Минздрава. Я за то, чтобы эти документы разрабатывали другие люди», – сказал Федоров.
С тем, что опасность на дорогах кроме нетрезвых водителей также представляют психически больные люди, согласился и Якимов. «Необходимо внести изменения в программу медосмотра и разработать новые нормы для прекращения действия водительских прав по состоянию здоровья», – сказал он.
Правда, каким образом врачи должны будут отличать не зарегистрированного в наркологическом диспансере алкоголика от здорового человека, они не пояснили. Чтобы получить водительские права, и сейчас нужно пройти медицинскую комиссию, но она не может поставить диагноз «алкоголизм». В настоящее время, чтобы стать официальным психическим больным или пациентом с алкоголической зависимостью, необходимо попасть на учет в соответствующий диспансер. При обращении за справкой для ГАИ никаких медицинских исследований водитель не проходит. Также не проходит их он и в медицинском учреждении, которое определяет, можно ему водить машину или нет.
«Мы никак не можем определить, есть у человека алкоголическая зависимость или нет. Для того чтобы поставить такой диагноз, необходимо обследовать человека несколько лет», – рассказал главврач ООО «Лазерпойнт» Василий Островский.
Наряду с Минздравом безопасности дорожного движения мешает Минобразования, которое осуществляет лицензирование автошкол. Советник председателя РОСТО (преемник ДОСААФ) Михаил Суворов пожаловался, что большинство частных автошкол подходят к подготовке водителей халатно. "Сейчас у частников стоимость обучения может составлять 950 рублей, в то время как по нормам Минтранса одно обучение вождению стоит 8 тысяч рублей. Необходимо ужесточить процедуру лицензирования таких заведений, так как сейчас качество обучающего процесса в частных автошколах очень сильно снижается с целью получить дополнительную выгоду.
Но бывший глава ГАИ заверил Суворова, что прежде всего необходимо ужесточить процедуру сдачи на права в ГАИ.
Также Федоров считает, что необходимо изолировать гаишников от представителей автошкол: «Надо ликвидировать хождение на экзамен в ГАИ группами на той же машине, на которой будущих водителей учат. Сделать так, как это было в советское время, чтобы на сдачу ходили по одному».
С тем, что необходимо переписать правила дорожного движения и сделать их федеральным законом, согласились даже правозащитники. «Для водителей основной закон на дороге – это правила дорожного движения. Поэтому мы считаем ошибочным то, что это подзаконный акт, который принимается правительством. Необходимо поднять его статус до федерального закона», – заявил представитель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Андрей Любимов. А начать наводить порядок на дорогах, по его словам, можно, просто отдав текст ПДД корректору: «В некоторых местах правила не дружны с русским языком. Поэтому в существующем виде они не вызывают уважения у водителей».
А Владимир Федоров сказал, что автомобильные правозащитники не должны называть свое движение «Свобода выбора», потому что у водителей выбора быть не должно. «Какая свобода выбора у водителей? Автомобилист делает свой выбор, когда покупает автомобиль. Потом все, выбор сделан. Обязательная страховка, соблюдение правил дорожного движения, обязательный техосмотр», – пояснил бывший глава ГАИ.