Платное лечение - без мучения!
На вопросы отвечают ведущие специалисты Росздравнадзора и Лиги защитников пациентов
Продолжение. Начало см. в «КП» - Здоровье» 5, 12 декабря 2007 г.
- Ирина Михайловна. Я обращалась в платную поликлинику с просьбой вылечить зуб, он у меня последний и должен был идти под коронку. Потом я пошла в другую клинику ставить коронку. Но там ее не поставили, так как оказалось, что зуб треснутый и его надо удалять. Я вернулась к врачу, который лечил зуб, и попросила вернуть деньги, я ведь отдала 2,5 тысячи, а в итоге зуб надо вырывать. Это брак в работе, они должны были проверить, пойдет зуб под коронку или нет. Я права?
- Ирина Михайловна, поскольку вам оказывались платные медицинские услуги, перед их оплатой вы должны были заключить с клиникой соответствующий договор. В этом документе указывается перечень услуг, которые обязуется выполнить клиника, так что именно по нему можно определить, насколько качественно и в полном объеме предоставлены медуслуги. Если есть нарушения, то, разумеется, вы вправе требовать и возврата платы за услугу ненадлежащего качества, и возмещения убытков, возникших из-за недостатков такой медуслуги.
- Боюсь, сама я в этом не разберусь...
- Чтобы разобраться во всем, обратитесь с документами, которые у вас есть, в том числе чеками, квитанциями, в территориальное управление Росздравнадзора по вашей области. Если будут какие-то проблемы, пришлите письмо на мое имя: Карпов А. С., Москва, Славянская площадь, дом 4, стр. 1.
- Меня зовут Альбина Анатольевна. Я обращалась к хирургу за удалением зуба, мне его удалили, но оставили часть корня. Я обратилась повторно, врач сказала: все нормально. Прошло уже два года, но десна у меня воспалена. Сейчас пошла к стоматологу, там сделали рентген, и выяснилось, что осталась часть корня. Но талона на бесплатное долечивание мне не дают, говорят: это не наша вина.
- Вы сейчас хотите попасть на лечение? Речь идет об операции?
- Да.
- Вам окончательно отказали или предлагают ждать?
- В регистратуре мне говорят: вставайте ночью, идите в очередь, может, вам удастся талон достать.
- Вы обратились в ту же поликлинику, где вам удаляли этот зуб?
- Да.
- Тогда вам надо встретиться с заведующей поликлиникой и все ей объяснить. У вас есть снимок, подтверждающий, что медпомощь оказана некачественно. Есть записи в карте, доказывающие, что вы обращались к врачу с жалобами, а вам заявляли, что все в порядке. Объясните заведующей, что допущена врачебная ошибка, она налицо: оставлен корень, и вы просите эту ошибку исправить. А в регистратуру не надо обращаться, там сидит регистратор, задача которого - записать на прием столько человек, сколько есть мест. У вас ситуация другая. В свое время, когда вы зуб удаляли, это было платно?
- Да.
- Тогда тем более: делайте упор на то, что вы оплатили работу, а сейчас имеете неблагоприятный результат того, что она была выполнена неполностью. Такой здравый и аргументированный разговор, думаю, сыграет роль, и вам бесплатно окажут необходимую помощь.
- Скажите, это правда, что детям до трех лет сейчас лекарства можно бесплатно выписывать?
- Да, конечно, эта льгота сохранилась.
- А мне врач-педиатр об этом вообще никогда не говорила. А когда я все-таки узнала, то она с неохотой выписала мне бесплатный рецепт. Я пошла получать лекарство, но мне сказали, что врач оформила рецепт неправильно, нужно переписать. Когда я снова пришла к педиатру, она заявила: ребенок уже не кашляет, так что переписывать не буду. И забрала рецепт. Я говорю: выпишите что-то другое, потому что кашель прошел, а насморк остался.
- Вы к главврачу обращались?
- Нет.
- Тогда сначала подойдите к главврачу или к его заместителю по медицинским вопросам. А вообще у вас в поликлинике, судя по всему, очень нехорошая ситуация, раз вы даже не знали о своих правах на бесплатные рецепты для детей. У вас письменной информации об этом нет в поликлинике, получается?
- Нет ничего. И врачи сами не говорят.
- Если ситуация не изменится после вашего обращения к руководству поликлиники, обязательно сообщите нам в Росздравнадзор, мы примем меры.
Окончание «Прямой линии» - в одном из ближайших выпусков «КП» - Здоровье».
ПАМЯТКА
Как получить компенсацию
Если некачественно - с дефектами, в неполном объеме, с осложнениями и другими неприятными последствиями - оказана платная медицинская услуга, то нужно составить письменную претензию на имя главврача клиники, с которой заключен договор.
Обратите внимание: даже если пациенту на руки не выдавали отдельного документа с названием «договор», то признается, что договорные отношения с клиникой все равно существовали, их подтверждением, в частности, являются чеки об оплате медуслуг, квитанции и т. п.
В претензии:
Указывается, что была оказана медицинская услуга ненадлежащего качества, причинившая вред: коротко описываются недостатки и неблагоприятные последствия для здоровья. В связи с этим пациент требует расторжения договора и возврата уплаченных денег на основании ст. 29 Закона «О защите прав потребителей».
Также пострадавший пациент вправе требовать возмещения предстоящих расходов на лечение, исправление дефектов, возникших в результате некачественного оказания медуслуг.
Однако при этом нужно иметь в виду: если дело дойдет до суда, то ответчика обяжут возместить расходы только на то лечение, которое нельзя было получить в бесплатном порядке (по программе госгарантий бесплатной медпомощи населению). Так можно требовать возмещения затрат на зубное и иное протезирование, пластическую хирургию, которая требуется для устранения возникших дефектов.
Чтобы определить, какую сумму требовать в этой части, можно обратиться в пару-тройку клиник, где занимаются соответствующим лечением. Нужно взять у них калькуляцию (расписание процедур со стоимостью) и приложить к претензии.
Кроме того, можно требовать возмещения убытков, возникших из-за временной нетрудоспособности вследствие некачественного лечения. Так, если пациенту приходится брать больничный для долечивания, реабилитации и т. п., то убытком признается утраченная часть заработка - разница между размером больничного и полноценной зарплатой.
Кстати, дополнительные расходы на реабилитацию, санаторно-курортное долечивание также могут быть включены в убытки, подлежащие компенсации.
Пациент вправе требовать и компенсацию за причиненный моральный вред (физические и нравственные страдания). При этом нужно иметь в виду: если дело дойдет до суда, то потребуются подтверждения - доказательства, что из-за некачественного лечения и его вредных последствий возникли проблемы на работе, с близкими и т. п. Иначе компенсация будет совсем мизерной. Размер компенсации определяется судом индивидуально - в зависимости от вида, заметности причиненных дефектов, их устранимости, доказанной степени страданий и вины ответчика.
По закону требования, указанные в претензии, должны быть выполнены в течение 10 дней после их предъявления (ст. 31 Закона «О защите прав потребителей»). За каждый день просрочки клиника выплачивает неустойку в размере 3% от суммы претензии. При этом максимальный размер неустойки не может превысить сумму претензии. Так что фактически пострадавший может получить двойную цену претензионных требований: сумма, указанная в претензии, плюс столько же в качестве неустойки за просрочку.