Писатель Захар Прилепин: «Эти царьки ничего не изменили...»

01 Января 1970
Автор: Андрей РЯБЦЕВ Писатель Захар Прилепин: «Эти царьки ничего не изменили...»

Захар Прилепин в свои 34 года успел повоевать в Чечне командиром отделения ОМОНа, а после отведать омоновской же дубинки на митингах национал-большевистской партии, посторожить кладбище, окончить нижегородский филфак и написать 8 романов, повестей и сборников рассказов, которые переведены на 10 языков мира. Теперь Прилепин ведет программу «Старикам здесь не место» на интернет-канале POST.TV. Под прицелами телекамер Захар встречается с бывшими политбоссами, которые на закате СССР были в одном шаге от президентских постов (либо даже успели побывать главами государств) и превратились в тихих пенсионеров... Каково это - слетать с олимпа? И есть ли жизнь после власти?

С Захаром мы встретились на нейтральной полосе. За спиной - фонтан «Дружба народов», символ советской эпохи. Прямо перед нами - новенький бетонно-стеклянный павильон ВВЦ, где капиталисты-книгоиздатели бойко торгуют литературными талантами и талантиками.

- Нежное какое-то название у вашей программы - «Старикам здесь не место»... Что, жалко бывших функционеров?

- А чего их жалеть? - пожимает плечами Прилепин. - У них в жизни было все.

- То есть это стеб такой?

- Да, цинизм. Как в политике. Хотя передача не политическая, а скорее психологическая. Мне крайне интересна механика человеческой судьбы, ее рисунок. А политика - это дело десятое...

- И как же сложилась судьба у тех, кто еще лет 20 назад был на вершине власти?

- Бывший первый секретарь ЦК КП РСФСР Полозков живет в обычной трехкомнатной квартире в Москве. Уровень достатка - нынешний средний класс, ни больше ни меньше. Аяз Муталибов, первый президент Азербайджана, вообще нищенское существование влачит в квартирке на окраине Москвы, где он, по-моему, даже не прописан. Правда, у Михаила Шатрова - драматурга, автора 20 пьес о Ленине - квартира в доме на набережной, все очень круто, молодая жена, бизнесом каким-то занимается. Но кто сейчас знает Шатрова? Кто будет ставить его пьесы? А в советское время это была недосягаемая величина!

«НИ СТАТУСА, НИ АТРИБУТОВ»

- И куда же девался их достаток? Неужели они ничего не заработали в свое время?

- Никаких дворцов у них нет. У Муталибова реально нет денег. Он их не наворовал. Есть такое мнение: в советское время чиновники были столь же богаты, как и сейчас. Это полное вранье. В СССР «богатый» чиновник имел баню, бутылку коньяка и возможность поохотиться. И все! Никакого материального расхождения между простыми людьми и бюрократами тогда не было.

- Зато был статус с его атрибутами: машинами, дачами...

- Да, а сейчас у них ни статуса, ни атрибутов. У Муталибова дети живут в Азербайджане, особо не светятся. Возможно, что-то ему пересылают. Квартирку в панельном доме на окраине Москвы ему в начале 90-х выделила тогдашняя кремлевская администрация, когда он сбежал из Баку, бросив семью. Его имя вычищено из азербайджанских учебников истории. На родине он объявлен в розыск... Бог ведь по жизни ведет, а потом наказывает. Ставит перед выбором: совершай мужественный поступок или до свидания.

«ОН МОГ БЫ ВЛАДЕТЬ ВСЕЙ СТРАНОЙ»

- Что значит «мужественный поступок»?

- Муталибов говорит, что ему пришлось уйти из власти, потому что он такой добрый. А если бы был злой, то ввел бы войска в села, где армяне и азербайджанцы резали друг друга (речь идет о нагорнокарабахских событиях в 1991 - 1992 годах. - Прим. «КП»), и всех бы покарал. Да он просто сломался, не хватило у него силы воли, чтобы навести порядок! Или, к примеру, Иван Полозков. Он мог бы вообще владеть всей страной, выиграй он у Ельцина выборы на пост председателя Верховного Совета РСФСР... А он был близок к этому. Люди находились в шаге от могущества, но в какой-то момент оступились. И превратились в обычных стариков-пенсионеров.

- Но были, наверное, и объективные исторические причины...

- К 80-му году советская элита начала вырождаться. Она уже не способна была к принятию серьезных решений. А теперь маршалы выходят в отставку и пишут коллективные письма в газеты о том, что флот и армия развалены. Но можно же было все исправить, когда они еще были при власти! Однако никто ничего не исправлял.

«ВРЕМЯ СТОПРОЦЕНТНОГО РАЗВРАТА»

- А почему вы о «стариках» заговорили именно сейчас?

- Многие нынешние правители бегали на вторых ролях у моих собеседников. Они воспитаны тем временем. Временем абсолютного, стопроцентного разврата. По Достоевскому: когда Бога нет и все позволено - вот они жили в таком времени, они родом оттуда.

- А многие бывшие рулят до сих пор, в разряд «стариков» пока не зачислены...

- Да, в основном в Азии: царьки и баи. Мне, кстати, с ними очень любопытно общаться. Мне кажется странным и ужасно интересным, почему Азия в течение последних 15 лет возвращается в средневековье.

- Европейцы то же самое говорят про сегодняшнюю Россию...

- Но в России есть какая-то ирония по этому поводу. Есть у нас, конечно, махровые любители власти. В Азии же это выглядит шедеврально. А мы с точки зрения европейцев... В Латвии однажды сидим, вот как сейчас, в кафе, выпиваем. Местные говорят: смотри, наш президент пошел. Где?! - удивляюсь. Они мне: да вон же! И все сидят, головы даже никто не повернул. У нас такое разве возможно? Или стоим в Голландии возле парламента. Спикерша их подъезжает на велосипеде. Подошли к ней, познакомились. Она нас пригласила на дачу. У нее дача знаешь каких размеров? Вот такой крохотный домик и садик! И рядом живет абсолютно простой народ.

«НАЧАЛИ НАЕДАТЬ РОЗОВЫЕ ЩЕЧКИ...»

- А сколько нужно времени России, чтобы у нас народился качественно другой чиновник?

- Я этого одно время тоже ждал. Несколько моих знакомых пошли во власть. Чтобы, как они говорили, раскачивать изнутри.

- И что, не выдержали?

- Теперь при случайной встрече обходят меня стороной. Они начали наедать розовые щечки, смотреть на старших товарищей и учиться. Все это очень смешно. Они не понимают, что политическая жизнь может длиться долго, а может прерваться неожиданно и даже трагически. Как это произошло у моих «стариков».

Мне недавно пришлось беседовать с одним федеральным министром. Он, оказывается, прекрасно знает обо всех проблемах в стране. Я спрашиваю его: у вас же все есть, власть, деньги, что вам еще надо? Почему вам все равно, как живет простой народ? Он отвечает: в мире десять миллиардов галактик, ну какое имеет значение, что станет с Россией?

- Будто он уже в раю находится...

- Да. И вот в результате у нас у всех - что у чиновников, что, к великому сожалению, у самого народа - сейчас такая идеология: не парься. Ну живешь - и живи. Главное - не парься.

Наверх