Парламентский ликбез

28 Марта 2006
Парламентский ликбез

Председатель Государственной думы Томской области Борис Мальцев выступил с открытой лекцией перед студентами ТГУ.

Выступление спикера удивительным образом совпало по времени и месту с мастер-классом Любови Казарновской. Вышло так, что в конференц-зале главного корпуса госуниверситета баритон Мальцева вещал о столетии парламентаризма в России, а в соседнем, актовом, известное всему миру сопрано выводило рулады оперных арий. В обоих залах наблюдался аншлаг. Иногда звуки просачивались через мощные стены, и получалось невольное состязание: кто кого «перепоет». Как заметили после лекции слушатели Мальцева, наш спикер оказался на высоте и блестяще исполнил свою партию.

История парламентаризма – не самая занимательная тема для молодежной аудитории. Однако в битком набитом зале сидели те, чья будущая профессия предполагает знание истоков и пути становления законодательной ветви власти, - студенты пяти курсов факультета психологии, специализирующиеся на связях с общественностью. Наблюдались и представители философского, филологического, исторического факультетов: двери были открыты для всех желающих. Повышенный интерес объяснялся, пожалуй, не столько заявленной темой, сколько статусом лектора – шанс «живьем» послушать спикера, об ораторском искусстве которого в народе ходят легенды, выпадает не каждый день. И не каждому студенту. Поэтому некоторые ребята даже вооружились видеокамерами, чтобы запечатлеть сей момент для личного архива. Борис Алексеевич не обманул ожидания.

Экскурс в историю мирового и российского парламентаризма лектор предварил приветствием «лучших представителей сибирского студенчества» и сразу же заинтриговал аудиторию заявлением о том, что власть для политика дороже, чем деньги, вино и женщины вместе взятые. Изложение материала сопровождалось шутками и примерами из жизни на протяжении всей лекции: без этого профессионального ораторского приема любой стоящий у трибуны ритор рискует оказаться один на один со спящей публикой. У Мальцева студенты не спали и даже не дремали – напротив, с живейшим интересом внимали.

– Путь русского народа к правовому государству и гражданскому обществу напоминает лабиринт, - рассказывал спикер. – Только забрезжит «светлое будущее» в конце туннеля, как выясняется, что это очередной «светлый тупик». Обычно принято винить в этом вождей-поводырей. Есть и еще одна любимая версия: фатальная неприложимость общечеловеческих ценностей в виде демократических прав и свобод к специфическому русскому национальному характеру. В этом смысле очень показательно обращение русского солдата к декабристу Муравьеву-Апостолу: «Мы поняли, барин, что у нас будет свобода. Только мы не поняли, а кто царем-то у нас будет?».

Почему в России столь недолговечными были зарождавшиеся демократические институты – Боярская дума, Земский собор, Синод, Государственная дума? В чем особенность русского образа мыслей по отношению к государственному устройству собственной страны? Над этими вопросами Борис Мальцев размышлял, опираясь на высказывания Николая Бердяева, Василия Розанова, Александра Солженицына, Мишеля Монтеня, Тибора Самуэлла и... на собственные жизненные наблюдения.

– Трудно не согласиться с тем, что говорят о высокой степени свободы в царской России начала прошлого столетия господа Солженицын и Самуэлл. Я недавно был в Санкт-Петербурге в Мариинском дворце, где раньше заседал Госсовет (а сейчас – Законодательное собрание Санкт-Петербурга). Это здание и сегодня, через сто лет, восхищает и поражает воображение своей роскошью, изяществом и классической архитектурой. Но Мариинский дворец и Петербург с его блистательным Невским проспектом – это еще не вся Россия. Была и другая Россия – та, где жили мои родители. Мама, Мария Алексеевна, жила в богатейшем губернском городе Перми. Рано оставшись сиротой, она не смогла окончить ни одного класса школы. А мой отец, Алексей Феоктистович, в 1917 году уже воевал. Как вы думаете, что больше всего поразило его, крестьянского парня родом из Вятской губернии, когда войска Красной Армии вошли в Польшу? Его поразило то, что дома в Польше были побелены, а пол в них деревянный! В российской деревне в те годы пол был земляной, а скотина жила вместе с хозяевами. И это в начале ХХ века! Мой отец был единственным из десяти братьев и сестер, кто смог получить образование: до революции он окончил церковно-приходскую школу, а при советской власти – медицинский институт.

Анализируя новейшую российскую историю, Борис Алексеевич посетовал на то, что авторитет законодательной власти в глазах россиян в целом и томичей в частности был «ниже плинтуса». Авторитет предстояло зарабатывать буквально с нуля. Депутаты Государственной думы Томской области еще слабо представляли суть своей работы: как это – писать законы? Оно и понятно: никогда раньше в России не было законодательных органов субъектов Федерации. В первые годы Дума буквально «ловила в воздухе» темы для законов, выступала в роли «скорой помощи». Сегодня она работает по плану законотворческой деятельности. К настоящему моменту областной думой принято более 400 базовых законов. Одним из первых в стране принят Устав Томской области, о котором главный советник законодательного собрания штата Вермонт (США) Уильям Рассел сказал: «Через мои руки прошло очень много конституций и уставов американского, европейского и российского образцов. В сравнении с этими документами Уставу Томской области я отдаю предпочтение как одному из самых демократичных». Из 42-х областных депутатов 28 имеют опыт работы в исполнительных и представительных органах власти, 32 являются представителями директорского корпуса, первыми руководителями предприятий и учреждений, 5 возглавляют муниципальные образования, среди депутатов – 18 действительных членов международных и российских академий, 9 профессоров и докторов наук, 8 кандидатов наук. Качественный состав Думы позволяет ей работать слаженно и производительно. Но, к сожалению, в ней представлены не все социальные слои: нет студентов (отчасти этот пробел восполняется существованием Томского молодежного парламента), мало женщин, не представлены профсоюзы, другие общественные организации.

В завершение лекции Борис Мальцев поздравил всех присутствующих со столетием парламентаризма в России (отсчет ведется с апреля 1906 года, когда на гребне первой русской революции 1905 года возник новый российский парламент – Государственная дума) и выразил надежду, что, несмотря на его трудную судьбу, он в конце концов превратится в настоящий институт демократии в нашей стране. Студенты дружно поаплодировали, а затем пристали к спикеру с вопросами: можно ли считать по-настоящему демократичной российскую Госдуму, если в ней подавляющее большинство составляет партия власти; готово ли современное российское общество принять парламентскую республику?

Наблюдая за тем, как виртуозно Борис Мальцев отбивался от провокационных вопросов, я думала: зачем ему тратить время и нервы на встречи с непредсказуемой студенческой публикой? После «допроса» подошла к спикеру и задала этот вопрос ему лично.

– Я хочу достучаться до молодых людей, чтобы они поняли: нельзя пренебрегать своими правами – правом избирать и быть избранным. Это ведь очень важно для формирования правового сознания и гражданского общества.

– Волновались перед лекцией?

– Конечно. Хотя у меня есть навык преподавания: как профессор ТГАСУ, я читаю лекции студентам архитектурно-строительного университета. Но там технические темы, можно использовать схемы, таблицы, а здесь – только слова. Пришлось долго готовиться, читать много литературы, думать над тем, как оживить сухой материал.

– А что вы сами, Борис Алексеевич, будучи студентом, делали на скучных лекциях?

– Играл в «морской бой».

На открытой лекции Мальцева в ТГУ играющие в «морской бой» замечены не были.

Мнения в тему

Ирина Кужелева-Саган, заведующая кафедрой связей с общественностью факультета психологии:

– Выступление первых лиц области стало на нашем факультете традицией. Общение с представителями власти для студентов очень важно: для них это своеобразная учебно-производственная практика, ведь после окончания учебы многим предстоит работать в структурах власти. Борис Алексеевич Мальцев встречается со студентами уже третий раз. В его выступлениях всегда много интересных примеров, импровизации, он умело провоцирует дискуссии. Его с удовольствием слушают не только студенты нашего факультета, но и будущие философы, историки, международники. Сегодня, как и всегда, в зале не было ни одного свободного места.

Наталья Герасимова, Анастасия Степанова, студентки третьего курса факультета психологии, Алексей Трунтягин, студент третьего курса философского факультета:

- Очень полезная лекция. Мы получили представление об истории развития парламентаризма в России и поняли, как важно занимать активную жизненную позицию и обладать правовым сознанием. Вообще, это здорово, когда лекции читают люди, знающие предмет не только в теории, но и на практике.

Наверх