Ответный удар

12 Января 2006

Присоединение к Томску новых территорий – способ выжить в случае укрупнения регионов.

Придя в себя после сокрушительного поражения в конкурсе на организацию особой экономической зоны, новосибирцы нашли способ взять реванш и ударили по больному для томичей месту – в СМИ города-соседа появилась информация о возобновлении активности идеологов проекта по укрупнению регионов. Речь идет о возможности создания Западно-Сибирской области, в состав которой войдут Новосибирская, Омская и Томская области с центром в Новосибирске.

Существующая ныне система административно-территориального деления страны отвечала требованиям социалистической экономики. Крупное предприятие «обрастало» городом, обеспечивающим его бесперебойную работу. В современном городе роль производства отходит на задний план – в Москве объем промышленного производства составляет лишь 9 процентов, остальное принадлежит так называемым услугам реального рыночного характера. В Новосибирске, который метит на место столицы укрупненного региона, у сферы услуг уже 58 процентов. В Томске – значительно меньше. И в этом наш минус.
- Мы живем в век глобализации, это надо понимать. Чем больше проходит времени, тем ближе мне точка зрения, что объединение регионов - это объективная необходимость, - комментирует ситуацию председатель Государственной думы Томской области Борис Мальцев.

У нашего региона уже был опыт по объединению с Новосибирском – в 1922 году и в 50-х годах прошлого века.
- Из каждого такого объединения мы выползали еле живыми. Потому что не были к ним готовы, - говорит Борис Алексеевич. Спикер убежден в том, что Томск должен стать городом-миллионником - «непотопляемым, самостоятельным и саморазвивающимся кораблем». Тем более что не далее, как в 1936 году прошлого века к Томску, который возрождался после очередного объединения с Новосибирском, по постановлению ВЦИКа были присоединены Богашево, Моряковка, Заварзино, Белобородово (территория нынешнего Северска), поселок Самусь и другие населенные пункты. Все это было единым городом Томском. Об этом свидетельствуют документы Государственного архива Томской области.

История показывает, что иногда – это единственно верное решение.

В 60-х годах прошлого столетия известный ныне американский город Индианаполис насчитывал всего-то 500 тысяч населения (как и Томск сейчас). Тогда мэр города принял решение и присоединил к городу соседние поселения, что добавило еще 250 тысяч человек. Спустя 30 лет численность жителей Индианаполиса составляла уже 800 тысяч и продолжает расти.
Возвращение к хорошо забытому старому согласовывается и с идеей, которую все чаще высказывают видные деятели и эксперты от экономики: искусственно стимулировать создание на территории России нескольких новых городов-миллионников. В первую очередь в малозаселенных регионах – в Сибири и на Дальнем Востоке и на юге страны.

В общем-то, история показывает, что и статус столицы региона очень важен в деле развития города. В 1900 году железную дорогу провели мимо Томска. Несмотря на это губернский город продолжал успешно развиваться. После того как знамя лидера губернии передали соседу, Томск начал хиреть – в начале 40-х во всех наших вузах обучалось всего-то три тысячи студентов, в городе был лишь один километр твердого тротуара (все остальное – деревянное) и только выгребная канализация. Не случайно и разработчики стратегии развития города и области главным преимуществом Томска назвали его статус как областного центра...

- У России есть сегодня только три конкурентоспособных на мировом рынке отрасли – это энергоносители (нефть и газ), атомная промышленность и космос с ракетостроением, и все это есть у нас в области, - говорит спикер областной думы. – Так что Томск может и должен развиваться!

Наверх