Отстраненный
Михаил Приставка комментариев не дает и виновным себя не считает
Новостями о разоблачениях все новых коррупционеров россиян давно уже не удивишь. Они скорее удивятся тому, что некто встать в их стройные ряды не пожелал, хотя и имел такую возможность. Буквально на днях, например, губернатор Сергей Жвачкин премировал за отказ от взятки одного из своих подчиненных. Мнения по этому поводу высказываются разные, однако будем реалистами: на месте безымянного героя так поступил бы далеко не каждый. Однако предъявление обвинений главе Первомайского района Михаилу Приставке все-таки удивило многих.
Древесина о двух концах
В 1975 году уроженец Первомайского района Михаил Приставка стал самым молодым в области директором совхоза - в то время ему было 26 лет. В 1983 году его, по-прежнему занимавшего этот пост, наградили орденом Знак Почета. Главой района Приставка впервые был избран в апреле 2001 года. В этом же году по итогам выборов стал и депутатом областной Думы, в которой работал до тех пор, пока не вышел запрет представителям исполнительной власти избираться еще и в органы власти законодательной. В Думе он состоял в комитете по экономической политике. Как утверждали официальные источники, «благодаря его деятельности стабилизировалась и экономика района». В частности, неплохие результаты район показывал в деле заготовки и вывозки древесины. На официальном сайте муниципального образования говорится, что в 2011 году предприятиями лесопромышленного комплекса заготовлено 846,2 тыс. кубометров древесины - на 127 тыс. кубометров больше, чем годом ранее, и что Первомайский район является лидером по заготовке древесины среди всех районов области. Именно древесина и стала причиной свалившихся на Михаила Федоровича неприятностей.
В конце ноября главе было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 286 УК (превышение должностных полномочий, совершенное главой органа местного самоуправления). Расследование ведут сотрудники отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета РФ по Томской области. Вот что сказано на официальном сайте ведомства: «По предварительным данным, глава муниципального образования «Первомайский район», действуя в интересах двух коммерческих предприятий, в период с 2011 по 2012 годы направил в Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области заявки на лесные насаждения лесного фонда РФ для заготовки древесины для муниципальных нужд, содержащие заведомо ложные сведения относительно того, что древесина в испрашиваемых объемах (9715 кубометров) необходима для обеспечения нужд муниципальных образований Первомайского района. На основании поданных заявок в указанный выше период были проведены аукционы по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в результате чего был вырублен лес, расположенный на землях лесного фонда РФ, с причинением государству имущественного вреда на сумму более 30 миллионов рублей».
О сложностях жизни
Виновным себя Михаил Приставка не признал и от дачи показаний отказался. После этого 6 декабря Ленинский районный суд удовлетворил ходатайство следствия об отстранении главы района от занимаемой должности и наложении ареста на его имущество. Сейчас Приставка находится под домашним арестом, и о его настроении можно лишь гадать. Впрочем, что тут гадать - думаем, с настроением и так все ясно. А вот само уголовное дело люди, с которыми мы говорили на эту тему, кристально ясным не считают. Своих имен эти люди, понятное дело, просили не называть, но уверяют: злополучная древесина шла на строительство жилья для первомайцев. То есть действовал глава не в интересах коммерческих структур, а в интересах жителей. И что жизнь наша такова, что руководить районом, ничего не нарушив, невозможно. И что при желании коррупционером можно объявить буквально каждого...
Мы не утверждаем, что наши собеседники во всем правы, хотя в том, что касается сложности жизни - безусловно. Сам Михаил Приставка комментариями журналистов не балует. Правда, в конце ноября, когда впервые появилась информация о предъявленном ему обвинении, он заявил, что ничего об этом не знает и по делу проходит в качестве свидетеля. Кстати, так оно поначалу и было. Не удалось поговорить с отстраненным главой района и нам. Точнее, наш разговор состоял из четырех фраз, две из которых произнес Михаил Федорович: «О чем вы хотите со мной говорить» и «Всего доброго». Не стала комментировать происходящее и и. о. главы района Надежда Пальцева (до отстранения Приставки от должности она была заместителем главы по социальной политике). Объяснила: никакого отношения к строительству и лесным делам она не имела, поэтому и ситуацией не владеет. Кстати, за активное строительство Первомайский район тоже хвалили: объемы его росли, в том числе и за счет активного участия района в федеральной и областной целевых программах «Социальное развитие села». А вот еще интересная цитата из материала журналистки Инессы Юшковской, опубликованного в газете «Томские новости» в феврале этого года: «Лесники говорят: там, где районная администрация не пустила дело на самотек, а глубоко, по-хозяйски вникла в «лесной» вопрос, и без поправок в 165-ОЗ сумели навести порядок - и дома строились, и лес варварски не уничтожался. Например, в Первомайском районе народ реально строится, там жителям муниципалитет давал не право на вырубку, а лес, из которого специализированная компания строила дома». А в целом материал - о слабых местах этого самого 165-ОЗ - областного закона, устанавливающего правила выделения жителям Томской области древесины для собственных нужд. Сказать об этом законе, который при его появлении был воспринят как огромное благо для населения, можно многое. Да, собственно, и говорилось уже не раз. Но счастливых владельцев свежевозведенных деревянных жилищ в регионе значительно меньше, чем должно бы быть, если верить данным о выделении древесины на индивидуальное строительство. А вот Первомайский район, как видим, в этом отношении ставился в пример.
Еще раз повторим: мы не собираемся выносить кому-либо приговор - ни обвинительный, ни оправдательный. Надеемся, следствие во всем разберется. Ну а бороться с коррупцией - настоящей, циничной, разъедающей все вокруг, как ржавчина, - конечно, надо, причем без оглядки на прошлые заслуги, что бывает далеко не всегда. Иначе даже губернаторская награда «тому, который не взял» не поможет.