От курицы до тушки в упаковке
Как власти Томской области помогают производителям сельскохозяйственной продукции продавать свой товар?
Сельскохозяйственные товаропроизводители часто сталкиваются с тем, что, несмотря на хороший урожай, неплохие удои и привесы скота, им негде продать продукцию по рентабельной цене. Зачастую владельцам невыгодно самостоятельно заниматься реализацией. И в конце концов потребитель приобретает товары по завышенным ценам, а производитель такой продукции не получает достойной оплаты за свой труд.
Но благодаря добрым томским традициям, таким как ярмарки выходного дня и различные праздники урожая, продвигать свой «бренд» сельчанам стало куда проще. Помогает им в этом и словом, и делом Департамент потребительского рынка Администрации Томской области. Обо всем этом мы беседовали с его руководителем Константином Чубенко.
- Константин Иванович, где на сегодняшний день сельхозпредприятия и частные предприниматели Томской области могут продавать свою продукцию?
- За последние 5 лет у жителей областного центра уже вошло в привычку посещать ярмарки выходного дня. Они стали настолько популярны, что сегодня таких площадок 16 в городе. Еще в 2009 году было только 4 площадки, а сейчас их кратно больше, причем 7 из них утепленные, расположенные в отдельных отапливаемых павильонах. И что особо стоит отметить, торгуют в них сельчане без арендной платы. Кстати, с самого начала ярмарки задумывались именно на таких условиях.
- А по каким принципам они создаются?
- Места выбирались по наличию поблизости торговой инфраструктуры. Сегодня мы можем проанализировать, где наиболее популярные места торговли. Это крытая площадка рядом с ДК «Авангард», в Ленинском районе; на ул. Мира, 72, в мкр. Радужный, и у Речвокзала. В Советском районе ярмарка есть в Академгородке, а в Кировском районе — во Дворце спорта. Остальные 9 площадок пока что не утеплены, планируем их со временем усовершенствовать, сделать также теплые павильоны.
- На Ваш взгляд, ярмарки выходного дня послужили катализатором для развития сельской торговли, развития подворий?
- Безусловно. Даже сейчас, в зимний период, торговать на ярмарках в город приезжает более 350 человек в неделю, а летом — более 700. Одной из самых массовых этим летом стала площадка перед Дворцом зрелищ и спорта. В зимний период администрация Дворца предложила им зайти в теплое помещение на основе коммерческого предложения с определенной арендной платой. В перспективе планируется на соседней территории возвести теплый павильон и проводить ярмарку там. Дворец спорта — одна из лучших торговых площадок, она пользуется наибольшей популярностью наравне с ярмаркой у ДК «Авангард». Сегодня там наибольшее количество продавцов и самый высокий спрос на продукцию.
- Какую проверку проходит продаваемая томичам деревенская продукция?
- На всю продукцию животного происхождения - мясо, «молочку» и мед - должны быть сопроводительные ветеринарные документы. Без них мы не можем допустить продавца на рынок. И по требованию покупателя он обязан их предоставить. Это касается и мяса кур, и яиц, которые несут куры в личных подворьях. Продавцы проходят двойной контроль. Во-первых, по месту расположения хозяйства ветеринарный врач выдает свое заключение на партии продукции на продажу, ставит отметки в сопроводительных документах. Во-вторых, у нас работает передвижная ветеринарная лаборатория, которая еженедельно объезжает все ярмарки выходного дня. Специалисты лаборатории знают всех продавцов в лицо, кто из какого района. В случае подозрений могут провести любые исследования и дать заключение о качестве продукции. Хочется постучать по дереву, но в течение 5 лет, как мы ведем эту практику, серьезных прецедентов не было. Это обеспечивается в первую очередь и усилиями самих сельчан, поскольку для них это реальный, а зачастую единственный, источник дохода. Не в их правилах прийти и надурить покупателей. Круг потребителей в каждом районе уже сформировавшийся. Ни один сельхозпроизводитель не станет ради сиюминутной выгоды рисковать, чтобы испортить себе репутацию раз и навсегда, закрыв себе путь на торговую площадку.
- А разве торговые места на больших районных рынках не привлекательнее для фермеров?
- Некоторые ярмарки выходного дня могут конкурировать с рыночными по количеству покупателей. И администрации рынков это ощущают. Они подтверждают, что почувствовали серьезный отток покупателей, поскольку сельские товаропроизводители стали занимать именно эти площадки, ведь торговать напрямую им выгоднее. А у людей есть возможность купить у непосредственного производителя, а не у перекупщика рядом с домом.
- Какую пользу дают ярмарки-конкурсы «урожая» (например, «Золотая осень») для сельхозпроизводителей?
- Что касается ежегодной ярмарки «Золотая осень» - это наш совместный проект с департаментом социально-экономического развития села, комитетом рыбного хозяйства, управлением ветеринарии. Мы приглашаем наших переработчиков, сельхозпредприятия и личные подсобные хозяйства, чтобы представить свою продукцию на всю область и увеличить продажи. Надо отметить, что в этом году ярмарка прошла особенно удачно. Многие сельхозтоваропроизводители выручили по 100 и более тысяч рублей в день. Но одна из главных задач ярмарки — ознакомительная. Местные производители смогли познакомить томичей со всем спектром своей продукции. И далеко не все, кто хотел, приняли в ней участие. Ранее мы проводили это мероприятие в Технопарке, но количество участников стало таким, что даже арена Дворца спорта оказалась для этого мала. В следующем году мы планируем занять еще и холлы, и прилегающие территории, и площадь на улице. Кроме того, в этот раз получился интересный опыт: одна из торговых сетей разместила на ярмарке свой мобильный офис и сама знакомилась с местными товаропроизводителями. Каждый из фермеров мог подойти, представиться и узнать условия поставки. Мы думаем, что на будущий год уже несколько крупных торговых сетей откроют контактные центры для взаимодействия и знакомства с новыми производителями, с их оригинальной, экологически чистой продукцией.
- Может, для того чтобы продавать свой товар в городских торговых сетях, выходом из ситуации могли бы стать объединения фермеров для формирования товарной партии доставки? В этом случае они смогут и партию сформировать, и организовать транспорт, просчитать логистику. А в результате реализовывать свою продукцию даже не в пределах одного региона. Насколько это реально?
- Для того чтобы осуществлять такие поставки, у местных производителей должны быть большие объемы, тонны продукции. Чтобы войти туда, нужно ими обладать. Мелкие фермеры, увы, пока этого условия выполнить не могут, им нужно либо «расти», либо кооперироваться с конкурентами. Но есть и положительный пример. Большинство картофеля, который реализуется в наших магазинах, это картофель томских товаропроизводителей. Они смогли зайти в большие торговые сети и сделать так, чтобы выбрали именно их.
Казалось бы, зачем томичам покупать картофель именно в сети, а не у частника? Все дело в том, что изменилась культура потребления. Если раньше все делали заготовки, то сегодня принято делать закупки. Это объясняется и ростом благосостояния населения, и занятостью. Поэтому сельскохозяйственным товаропроизводителям остается лишь подстроиться под эту тенденцию, когда покупатель предпочитает не просто курицу, а именно тушку в упаковке. Ну, а мы, со своей стороны, поможем, подскажем, поспособствуем!