Острова Коробейникова. Художником его сделала армия
Николай Коробейников – дизайнер, график, живописец, член Союза художников РФ, член международной ассоциации художников ЮНЕСКО. Родился 7 ноября 1960 года в Тайге. Окончил Кемеровское художественное училище. С 1991-го участвует в выставках. С 1995 года живет в Томске. Преподает в институте бизнеса. Создал и руководит объединением «Воскресные гости». Оформлял рестораны «Пекин», «Белград», «Медведь», железнодорожный вокзал в Тайге, краеведческий музей в Топках - всего 27 объектов. Его работы хранятся в частных коллекциях и галереях Германии, Франции, США, Югославии, Австралии, Японии, Китая, Англии, Израиля, в музеях Томска, Новосибирска, Новокузнецка. Женат. Жена – Татьяна Коробейникова, художница. Воспитывает трех сыновей. |
Поезд торопится в Москву. В купе разговаривают два человека:
- Ты кто? – спрашивает шестилетняя кроха бородатого и волосатого дядю.
- Царь. Николаем зовут.
Глаза у дяди серьезные. Не шутит.
- Это как?
- Помнишь сказку: «Было у царя три сына». У меня три сына.
- Как их зовут?
- Петр, Лев и Ян.
Она украдкой скосила глаза в окно, разглядывает свое отражение: похожа ли она на принцессу?
- А царица у тебя есть?
- Есть. Татьяна.
Что бы еще спросить? Другого случая не будет вот так запросто с царем поболтать, а бабушка шепчет: «Не приставай к дяде».
Чудо-юдо и наган
Царь родился в тайге. Но к моменту его рождения из тайги ушли все дикие звери и были вырублены почти все деревья. Вместо сосен и елей торчали только трубы с дымом. Окрестности оглашали не рык медведей, а ненасытный рев Паровоза. Мальчик смутно догадывался: из-за этого чудо-юда на колесах и были вырублены леса, а дикие звери попрятались, испугавшись громкого голоса железного зверя.
Но людям очень не хотелось расставаться с прежним названием коренного места обитания, и тогда они решили Тайгу писать с большой буквы.
Мама у будущего «царя» была красавица. А папа – офицер. С настоящим наганом ТТ. Но ни соседи, ни коллеги по работе не догадывались, что папа – настоящий военный. Потому что он был заколдованный.
Какие-то злые волшебники, которым он служил, не простили папе, что он влюбился в маму и уехал из большого города, поэтому превратили его в слесаря. Папа даже обрадовался. Днем он обслуживал Паровоз, а вечером наблюдал за рыбками в аквариуме или мастерил военные корабли.
Корабли были самые настоящие - с пушечками, рубками и матросами. Они замечательно бороздили водную гладь в тазу.
Но однажды папа сильно рассердился. Он достал свой наган и пошел на вокзал. На вокзале стал стрелять в потолок. Наган отобрали, а папу увезли куда-то. От папы остались воспоминания, от нагана – расписка, в которой «ТТ» назван наградным оружием.
И сказка кончилась.
До первой крови
Старший брат был отличником. Средний - хулиганом. Один готовился стать художником, другого боялась вся окрестная шпана. Младший рос под присмотром братьев. У старшего Николай перенял умение рисовать, а от среднего – упрямый характер.
Жизнь братьев проходила на улице. Во дворе царили свои законы: правда и добро были с кулаками. Дрались до первой крови. Новичка в свою компанию принимали только после того, как тот пройдет испытание: с завязанными «в узел» ногами повисит вниз головой на футбольных воротах.
Дворовая закалка пригодилась в школе. В десятом классе его одноклассники, мечтающие поступить на спортфак, «добром» попросили: не беги быстро, уступи первое место в стометровке. Но ему, ли кандидату в мастера спорта по многоборью, в стометровке и шахматах, уступать? Он привык быть лидером. Ну, расквасили физиономию, ну и что? Зато первый, а значит, лучший.
Зазеркалье
В детстве лето пахло азотом и угольной пылью. Город с «лисьими» хвостами, где жила бабушка, для пятилетнего мальчишки концентрировался в районе «Третий особый». Здесь с бараком стояла тюрьма. Единственное развлечение для пацанов - фильмы про войну, гангстеров и индейцев. Вечерами кино с экрана шагало во двор. Шли «стенка» на «стенку».
Колька не участвовал в этих войнах. В тайне ото всех он строил свой мир. Это было его Зазеркалье, куда он проникал с помощью пестрых пуговиц и костяшек домино. В тесной бабушкиной комнате рождались первые фантасмагории.
Дома, рядом с чудо-юдом-Паровозом, был еще один вход в Зазеркалье. Здесь висели музыкальные инструменты – домры, гитары, балалайки. Смотреть на них было приятнее, чем упражняться. А дед Николая по отцовской линии, который и собрал весь оркестр, мечтал, что внук переймет его страсть к музыке.
Она ворвалась-таки в жизнь советского школьника. Но с черного входа: «Голос Америки», песни «Битлз» (попутно копирование причесок «жуков»), «Квин», «Дип пепл», «Пинк флойд», «Ролинг Стоунз»...
Музыка сформировала отношение к жизни: нас не обманешь. Из того Зазеркалья в советскую действительность Николай забрал самое главное – вкус, эстетику.
Для городской дискотеки он нарисовал несколько огромных плакатов: Мик Джаггер во всю стену, не меньших размеров Дэвид Боуи (Марсианские пауки)... Это был первый опыт дизайна. Но этого слова тогда не знал никто.
Дембельский альбом
В перископ он видел, как летит ракета СС-20. Одного полета для солдата срочной службы было достаточно, чтобы понять, что Земля – это маленький хрупкий шарик. Он сидит в секретном подземелье где-то под Иркутском и целит в туда, где ходят его кумиры: Мик Джаггер, Джон Леннон...
К его счастью, в командовании части быстро узнали, что Николай Коробейников - художник-оформитель. Ему повезло: от боевой подготовки он был избавлен. Как и в учебке, там рисование спасло от "дедовщины". Комбат знал, кому поручить оформлять Ленинскую комнату, а сержанты – свои дембельские альбомы.
Альбомы Коробейников оформлял и на «точке». Они стали его маленьким бизнесом – 4 рубля (сержантская зарплата) за каждый.
Ценить искусство и зарабатывать им на жизнь Николая научил Анзор Чхеидзе. В 27 лет Анзор уже был членом Союза художников СССР, учился в аспирантуре Тбилисской художественной академии, папа - знаменитый скульптор, дядя – знаменитый режиссер.
Эта встреча – подарок судьбы. Анзор сформировал Николая как художника. Научил профессии, показал приемы. Оформление плаца и музея военной части – для зачета по политической подготовке, а этюды на Байкале – для души.
Этюды и прославили их авторов и военную часть на всю страну. Коробейникова и Чхеидзе приезжали снимать для передачи «Служу Советскому Союзу», о них писала «Красная звезда». И другие газеты рангом пониже. Артистов из Москвы обязательно знакомили с художниками в форме цвета хаки.
Заметки о младшем сержанте Николае Коробейникове, фотографии Анзора хранятся в дембельском альбоме.
На золотом крыльце сидели...
Дом, который построили Коробейниковы, лучше видеть, чем описывать. В уютном гнездышке нашлось место кухне в стиле кантри с чугунными утюгами и деревянными самопрялками, картинам Николая, батикам Татьяны, рисункам их сыновей, дарам друзей. И еще осталось место, чтобы порезвиться коту Капле с Янеком и Левкой. .
На видном месте, в рамочке, – семейные реликвии. Справка, выданная крестьянскому сыну Пермской губернии Николаю Ивановичу Коробейникову об окончании им двухклассного церковно-приходского училища. И еще одна – об успешном завершении им же курсов Министерства народного просвещения, датированная июлем 1880 года.
Он первый из рода Коробейниковых поселился в Томске в конце XIX века. Прадед художника был коллежским асессором, инспектировал училища, как и отец Ленина (кстати, окончил ту же мужскую гимназию). У прадеда было четыре дочки и три сына, один из них стал дедом Николая.
В Томске коллежский асессор Коробейников построил на Нечаевской улице (ныне Фрунзе, 29) дом. Дом и сегодня стоит, но живут в нем другие люди. Поэтому правнуку Николаю пришлось покупать квартиру в двухэтажной деревяшке на улице Горького.
Сорокалетний гололед
Белое и черное поле ватмана роднит графику с шахматами, а художника со спортсменом. В графике идет та же жестокая и красивейшая борьба умов. У Николая каждая точка - продуманная вещь. В трех элементах графики - линия, пятно и точка - как в трех соснах важно не заблудиться. Найти себя и выразить.
Начинал с «Завтрака с колбасой» - посвящение Дали. Тогда за сюрреализм могли попереть из училища. И действительно выгнали - Ленинского стипендиата, лицо и надежду курса.
Потом пришло время «Островов» - результат наблюдения за пятилетним сыном Петей.
Когда множительный процесс стал наступать на творца, родилась «Война глюков с бяками».
В 40 лет Коробейников понял: все, что до этого сделал, – не то. Как корова на льду, скользил, скользил, искал некую лузу, но так и не попал в нее. Сомнения породили «Сорокалетний гололед».
В сорок пять во время работы над «Притяжением гор» люди стали ему казаться горами.
- Чем гора выше, тем круче человек. В маленьком городе люди встают на ходули, лестницы подставляют. Только творческий человек выше гор. Он свободен. Но самое сложное для него – стать единственным и неповторимым в творческом языке.
Художник приглашает всех 10 марта в 18 часов на открытие своей персональной выставки в областной художественный музей.