Обмен биоэнергией

21 Марта 2006
Обмен биоэнергией

Истоки этого беспрецедентного события надо искать в личных симпатиях Казарновской к Томску, к Томской филармонии и лично к Ольге Лесиной. Год назад директор Томской филармонии и примадонна мировой оперы договорились, что начнут долгосрочный проект. Первым этапом стал Сибирский мастер-класс по вокальному и сценическому мастерству, который начался 18 марта и продлится до 28 числа.

Самолет внес свои коррективы в расписание мастер-класса. Он опоздал и сдвинул на час знакомство участников занятий с самой преуспевающей российской певицей, доктором и профессором Любовью Казарновской. К четырем часом субботы более двадцати человек томились ожиданием и сами до конца не верили, что счастье возможно. Среди пришедших в малый зал Томской филармонии были и учащиеся музыкального училища, и студенты Томского института искусств ТГУ, и солисты Северского музыкального театра, хоровой капеллы ТГУ, приехали молодые певцы из Москвы, Красноярска и Абакана. Поскольку мастер-класс подразумевает не только учебу молодых перспективных вокалистов, но и повышение квалификации уже опытных солистов. Так, среди слушателей мастер-класса оказалась и заслуженная артистка России Людмила Травкина.

- Учиться никогда не поздно, - объяснила Людмила Федоровна причину своего желания поучаствовать в мастер-классе Любови Казарновской.

- Мы хотим познакомить Любовь Казарновскую с молодыми голосами Томска, чтобы ей и в следующий раз захотелось к нам приехать. Важно и другое, чтобы наши солисты посмотрели, как мастер работает, поучаствовали в ее репетициях, получили навыки, обогатились знаниями, - привел свои доводы заслуженный деятель искусств Виталий Сотников, дирижер народной капеллы ТГУ. - Хотелось бы верить, что мастер-классы станут для томичей привычным явлением.

Ожидания и надежды местных музыкантов вполне могут сбыться. Как призналась директор Томской филармонии Ольга Лесина, в перспективе мастер-класс может перерасти в центр вокального искусства Любови Казарновской в Томске. Перспектива невероятная. В России пока подобных центров два – Галины Вишневской в Москве, Елены Образцовой в Петербурге. И если третьим будет Томск, то город получает шанс стать вровень с «музыкальными» городами, где есть консерватория и оперный театр. К слову, на организацию сибирского мастер-класса не пошло ни рубля бюджетных денег. Более того, Лесиной удалось привлечь спонсорские средства, чтобы оплатить участие в занятиях студентов музыкального училища и института искусств.

Так, в разговорах о блестящих перспективах Томска и скоротали время. В начале пятого «La Kazarnovskay», как зовут российскую певицу итальянские газеты, появилась в сопровождении оперного режиссера из Голландии Ханса Ньюенхьюиса и профессора Московской консерватории Натальи Богилавы. Через несколько минут Любовь Казарновская уже приветствовала своих «учеников».

- Я очень рада нашей встрече, и что эта, как мне казалась, немножко сумасшедшая идея получила замечательное воплощение, - призналась Любовь Юрьевна. - Очень важно, что это сибирский мастер-класс. Далеко не все могут приехать в Москву или Санкт-Петербург, тем более выехать за границу. Мы будем двигаться в сторону Дальнего Востока и Азиатского региона. Китайцы и корейцы, жадные до знаний, хотят знакомиться с вокальной и сценической культурой Европы. Мастер-класс – это обмен биоэнергией между Западом и нами, россиянами. Поэтому приятно, что удалось пригласить г-на Ханса Ньюенхьюиса, которого я хорошо знаю по оперным постановкам в Америке и Европе. Я хочу, чтобы с мировой оперной традицией вы знакомились из первых уст, получали культуру из первых рук. О наших певцах часто говорят, что хороший голос, но «прикладывают» за то, что нет сценической культуры. А сценическая культура важна, иначе вы не можете себя считать частью этого большого культурного пространства.
Что подразумевает певица, славу которой составляет не только ее голос, но и артистизм, под сочетанием «сценическая культура», стало ясно уже с первых минут занятий. Как называется произведение, кто его автор, - требовала она от каждого участника, кто выходил на сцену. Почему-то это элементарное требование ввергало в ступор начинающих певцов, они затруднялись назвать композиторов, подглядывали в нотные «шпаргалки».

- Не волнуйтесь, - успокаивала и ободряла оперная прима юное создание с осиной талией. – Что вы приготовили нам? У вас есть арии на итальянском, немецком языках? Так, хорошо, поем романс Глазунова к драме Лермонтова «Маскарад»... У вас же прелестный голос! И чего ж вы боялись? А теперь запомните: у каждого произведения есть дно. Константин Сергеевич Станиславский говорил: «Чтобы нам не погасить интерес слушателя к произведению с первой минуты, в нем должна быть динамика, развитие». И это развитие вы и должны показать голосом. И при этом очень бережно относиться к словам Лермонтова. Вслушайтесь в них...

И Любовь Юрьевна пропевала с новой интонацией романс. Она поверяла алгеброй гармонию лермонтовского стиха, расчленяла на части произведения Моцарта, предварительно испросив у гения прощения. Ссылки на Станиславского звучали не общим местом. Когда-то юная Люба Казарновская брала уроки вокала у Надежды Малышевой-Виноградовой, концертмейстера самого Шаляпина, ученицы Станиславского. И бережное отношение к литературной основе тоже не случайно. Только так может чувствовать слово дочь филолога.

А уроки Ханса Ньюенхьюиса можно было бы рекомендовать и драматическим актерам. Предлагая певцам, казалось бы, сумасшедшие идеи, он подводил к тому, что исполнители арий на глазах публики преображались в оперных героев. Ольге Ивановой из Томского госуниверситета он предложил пройтись походкой 16-летнего подростка, чтобы влезть в шкуру Керубино, который еще ничего не знает о любви. Исполнив требование мастера, Ольга предложила свое видение этой роли, ее Керубино уже «кое-что» знал о любви, чем восхитила руководителей мастер-класса. А Елене Болотовой, аспирантке Московской консерватории, которая не первый раз берет уроки вокального и сценического мастерства у Казарновской и Ньюенхьюиса, пришлось даже по милости режиссера снимать сапоги на сцене и с чувством их швырять – именно так вела себя ее Виолетта Валери, которая пришла после бала домой. Более того, Елена кружилась в вальсе босиком не только по сцене, но и убегала в зал, возвращалась на сцену, пела, плакала, смеялась. Студенту института искусств Александру Девяткину вообще повезло – на сцену он вышел как бас-баритон, а спускался в зал уже тенором. Так, экспериментируя, руководитель амстердамской оперной студии определил будущую биографию певца.

Наверх