Обидели рублем
Энергетикам Томской области несколько лет не поднимают зарплату.
В фильме «Доживем до понедельника» советский школьник написал в сочинении: «Счастье – это когда тебя понимают». Один томский психолог добавил: «А несчастье – это когда тебя раскусили». Анатолий Лукьянец, председатель Региональной энергетической комиссии Томской области, на круглом столе, состоявшемся вчера и посвященном проблеме уменьшения бремени платежей за жилищно-коммунальные услуги для томичей, своим выступлением сделал несчастным топ-менеджмент энергоснабжающих организаций.
Стоимость некоторых составляющих тарифов на ЖКУ снижению не подлежит, это очевидно. С каждым годом растет цена топлива (газа, угля) и его транспортировки, существует необходимость поднимать зарплату сотрудникам. Участники разговора, организатором которого выступил департамент по связям с общественностью администрации города Томска, попытались найти такие механизмы, с помощью которых все-таки можно было бы повлиять на размер тарифов, не ущемляя при этом ничьих интересов. До конкретных решений договориться не удалось, но интересные идеи прозвучали.
Председатель РЭК Анатолий Лукьянец в своем выступлении развел два понятия тарифа и платежа. Тариф формируют Федеральная служба по тарифам и региональные органы, в нашем случае – РЭК. Они оценивают затраты энергоснабжающей организации на производство одной единицы услуги, например, гигакалории. К ней плюсуются затраты на транспортировку услуги к потребителю, ремонт и обслуживание соответствующего оборудования, зарплату сотрудников и так далее. Выглядит это примерно так: ОАО «Томскэнерго» отпускает с коллектора одну гигакалорию по 345 рублей. По дороге к потребителю она обрастает дополнительными расходами, и эта сумма доходит до 424,5 рубля. Это и есть тариф.
Платеж, который и указывается в жировке, образуется таким образом: к тарифу прибавляется 18 процентов НДС, затем сумма умножается на объем потребления услуги (либо согласно показаниям прибора учета, либо по установленному тарифу) и на долю оплаты данной услуги для населения (сейчас при оплате ЖКУ в Томске действует соотношение 90 на 10).
Задача государства, которое в данном случае представляет РЭК, найти компромисс между потребностями энергоснабжающих организаций и возможностями потребителей. Для этого устанавливается минимум (при более низком тарифе энергоснабжающие компании уйдут в глубокий финансовый кризис) и максимум (это ограничитель для аппетитов естественных монополий).
- А какой процент в этом тарифе заложен на зарплату? – возник у присутствующих закономерный вопрос. Оказалось, что в тарифе на услуги по водоснабжению и водоотведению - около 60 процентов. На тепло не так много – процентов 12-15.
- Почему мы должны платить огромные зарплаты топ-менеджерам энергоснабжающих организаций? И есть ли вообще границы у этой зарплаты? – Евгений Кротов, представляющий на круглом столе интересы представительства Народного правительства в Томской области, живописал картины с коттеджами, путешествиями за границу и частными охотничьими заимками.
- Я вам так скажу, Томск и Томскую область ждут плохие времена, связанные с энергетической безопасностью, - ответствовал Анатолий Лукьянец. – Плохое отношение у энергоснабжающих организаций к своим сотрудникам. С тех пор как Вяткин (бывший генеральный директор ОАО «Томскэнерго» Николай Вяткин - ред.) уволился, зарплата у простых работяг не поднималась.
Тем временем, согласно отраслевому соглашению, в тарифы закладывается ежегодное повышение зарплаты сотрудникам организаций, которые обеспечивают энергетическую безопасность страны, на уровне инфляции, то есть 10-15 процентов.
- Но мы регулируем только размер общего фонда оплаты труда. Влиять на то, как акционеры и руководство этими деньгами распорядятся, мы не можем, - уточняет председатель РЭК.
То, что сотрудники, занятые в энергосистеме, получают не ахти как много, подтвердил и заместитель генерального директора ОАО «Томские коммунальные системы» Владимир Резников: в «Горэлектросетях» средняя зарплата составляет 12 тысяч, в «Теплосетях» - 6-7, в ОАО «Томскводоканал» - 9,3 тысячи рублей.
- Но РЭК проверяет смету расходов энергоснабжающих организаций? – в продолжение темы задает вопрос заместитель мэра Томска Сергей Панасюк.
Анатолий Лукьянец отвечает, что подобная экспертиза ведется, но поскольку РЭК не является правоохранительным органом, то ничего сделать не может.
- Мы не можем достать каждую трубу, которая указана в программе по ремонту сетей, и проверить, была ли проведена ее изоляция, - говорит Анатолий Алексеевич.
В принципе, в случае, если выявлено нецелевое использование средств, РЭК имеет право на следующий год сократить объем выделенных средств энергоснабжающей организации на эту сумму. Но возникает вопрос: если каждый год уменьшать затраты энергоснабжающих организаций, приведет ли это к оздоровлению ситуации в энергетике? Ответ очевиден – нет.
Получается, что в тарифы для населения заложены расходы энергосберегающих организаций на ремонт, зарплаты сотрудникам и прочие нужные вещи. Но реального механизма по контролю за расходованием этих средств и, в случае выявленных нарушений, «наказания» - в российском законодательстве не предусмотрено.