Новый тренер "Томи" рассказал о себе
10 Июня 2008
Предлагаем вам фрагменты из обстоятельного эксклюзивного интервью с новым главным тренером «Томи» Мирославом Ромащенко.
- Родом вы с Украины, но выступали за сборную Белоруссии. Как же вас занесло в соседнюю братскую республику?
- В 1991 году распался Советский Союз. Пришлось в срочном порядке искать варианты, чтобы не «загреметь в сапоги», в армию. Выбор пал на Белоруссию, куда отправилась большая группа выпускников днепропетровского футбольного интерната. Туда мы отправились при содействии тренерского штаба нашего интерната. Задержался в Белоруссии на несколько лет и был заявлен за национальную сборную.
- В Белоруссии вы выступали в самом начале девяностых за разные команды ("Днепре" (Могилев), "Вересе" (Ровно), "Ведриче" (Речица)). Мы знаем, что в российском чемпионате в тот период выступали весьма «разношерстные» команды. В Белоруссии, наверно, и подавно?
- Мы были достаточно молоды, и не обращали особого внимания на уровень чемпионата. Наша главная задача была заявить о себе. У кого-то это получилось больше, у кого-то меньше, у кого-то вовсе не получилось.
- А еще доводилось слышать, что вы как-то, будучи совсем молодым игроком, вступили в противостояние с одним из ветеранов. Протестовали против футбольной дедовщины?
- Я всегда на футбольном поле старался продемонстрировать характер. Как в противостоянии с соперником, так и в своем коллективе. Я всегда себя по натуре чувствовал лидером, поэтому возникали подобные недоразумения, которые все же помогли мне самоутвердиться в своих собственных глазах и в глазах моих партнеров по команде. Кроме того, действительно, тогда в команду влилась большая группа молодых футболистов, что вызвало некоторое недовольство со стороны более возрастных игроков, которые стали терять место в составе. Отсюда пошло противостояние, которое завершилось все-таки в нашу пользу, в пользу молодежи.
- В Россию вы перебрались в 1994 году. В это время многие футболисты из стран ближнего зарубежья стремились в наш чемпионат. Но почему вы оказались именно в екатеринбургском «Уралмаше»? И как оцениваете этот этап своей карьеры?
- В Белоруссии достаточно быстро удалось встать на ноги. Почувствовал уверенность, став одним из лучших бомбардиров одного из чемпионатов. Получил приглашение сначала в олимпийскую, а затем и в национальную сборную. Вместе с Александром Хацкевичем, Валентином Белькевичем, известным по выступлениям за киевское «Динамо». Мы были на виду в белорусском футболе. Поэтому неудивительно, что я попал в поле зрения российских клубов. До «Уралмаша» было приглашение из московского «Локомотива», но тогда я все-таки немного побоялся все бросить и уехать. Чуть позже поступило приглашение от Виктора Максимовича Шишкина, главного тренера «Уралмаша», который тогда играл в высшей лиге. Мы ударили по рукам, и я переехал в Екатеринбург, где я получил мощный заряд новых эмоций, потому что уровень российского чемпионата в разы превосходил уровень белорусского. Конечно, пришлось немного перестраиваться. На адаптацию у меня ушло около трех-четырех месяцев. Но я чувствовал доверие и поддержку со стороны тренера, поэтому удалось преодолеть все сложности. Забитый первый гол в одной из официальных встреч придал мне уверенности, и все встало на свои места.
- В «Уралмаше» вы о себе заявили достаточно громко. Наверняка, кроме «Спартака», были и другие варианты переходов в более именитые клубы?
- Приглашений действительно было достаточно много. Порой мне приходилось буквально записывать названия команд, откуда следовали предложения. Но когда поступило приглашение из «Спартака», у меня никаких сомнений не было. Потому что попасть в такой клуб в середине 90-х была мечта любого футболиста. Все мы помним фразу, впоследствии ставшую крылатой, произнесенную Олегом Ивановичем Романцевым, о том, что в «Спартак» два раза не приглашают.
- В составе «Спартака» вам неоднократно приходилось играть в различных турнирах. Может, был какой то один или быть может несколько матчей, которые вы вспоминаете с особым удовольствием?
- К сожалению, из-за травмы мне довелось не так много сыграть в Лиге чемпионов, всего два матча. Накануне вылета в Мадрид на матч с «Реалом» у меня обострилась боль в колене, и мне пришлось лечь на операцию. Но два матча, с «Интером», конечно, останутся в моей памяти на всю жизни. В Милане мы в упорной борьбе уступили 1:2, а в Москве сыграли в ничью 1:1, пропустив гол практически на последних секундах встречи.
- Начинали вы работать в спартаковской школе с ребятами 1988 года рождения. Кто-нибудь из тех ваших первых учеников уже стал более-менее известным футболистом, заиграл на хорошем уровне?
- Конечно. Андрей Иванов и Артем Дзюба играют сейчас в «Спартаке», их имена на слуху. Есть несколько ребят, которые пока меньших высот достигли, но, тем не менее, играют на профессиональном уровне. Это и Фомин, который сейчас на правах аренды выступает в барнаульском «Динамо», и Соколов, который играет в московском «Торпедо».
- Планируете ли вы в «Томи» выстроить подобную систему взаимодействия между главной и молодежной командой?
- Обязательно. Вот только немножко осмотримся, наладим работу с основным составом, после чего мы непременно будем уделять внимание и молодежной команде. Проблемы, к сожалению, тут есть. Я знаю, что за последние два-три года не один игрок из молодежного состава «Томи» не пополнил состав основной. Это не радует, с этим необходимо что-то делать.
- А в чем заключается ваше видение футбола? Вы бы хотели, чтобы ваша команда играла в какой футбол?
- Прежде всего, хотелось, чтобы футбол был комбинационным и разнообразным. Чтобы больше было передач средних, коротких, не забывая, конечно, о длинных. Чтобы побольше было фланговых прострелов, атак по ходу. Мне нравится такой футбол, нравятся клубы, сборные команды, которые такой футбол проповедуют. В этом направлении мы и будем работать. Но я отлично понимаю, что на любую перестройку, любое изменение требуется время.
- Как вы оцениваете нынешний потенциал «Томи»?
- Я посмотрел видеозаписи всех матчей, проведенных «Томью» в этом чемпионате. Команда понравилась своей работоспособностью, своей боевитостью. Команда достаточно ровная, сбалансированная, но она может играть лучше и занимать более высокую позицию, чем нынешнее место. По своему игровому потенциалу, по своей харизме каждый игрок «Томи» неплохого уровня. При этом надо будет укрепить две – три позиции. «Томь» - это команда, с которой можно работать, можно двигаться вперед.
- Бытует мнение, что всех тренеров можно условно разделить на две категории: «демократов» и «диктаторов». Вы себя к какой категории больше относите?
- (Улыбается) Есть такое понятие – «демократичный диктатор». Расшифровывайте сами. На первом же собрании я сказал ребятам, что все отношения между нами будут строиться на доверии, на взаимоуважении. Для меня важно их отношение к работе. А мое отношение к футболистам будет таким же, как и у них ко мне.
Полностью интервью вы можете прочитать в свежем номере еженедельника «Футбол-Хоккей», вышедшего в свет 10 июня.
Источник: football.tomsk.ru