Новый этап развития института кураторов в ТПУ
11 апреля в ТПУ состоится методический семинар «Основные направления кураторской деятельности в ТПУ в современных условиях».
Мероприятие проводится с целью повышения эффективности работы кураторов академических групп и в целом института кураторов в ТПУ, а также определения роли и места института кураторов в процессе формирования инновационного университета. (Напомним, что стратегическая цель университета на ближайшие пять лет – становление ТПУ как университета инновационного типа).
В ходе работы семинара будут организованы мастер-классы: «Варианты отношений куратор – студент: друг (подружка); старший товарищ; преподаватель и т.д.». Их задача - разрешение проблем в общении студентов и кураторов, отработка различных шаблонов поведения.
Одним из наиболее интересных моментов семинара станет круглый «Роль и место куратора в условиях эксперимента по переходу к кредитно - рейтинговой системе». Одна из последних образовательных новаций ТПУ интересует многих. Профессиональное образование во многих странах, в отличие от российской высшей школы, построено на использовании кредитных систем оценки образовательных программ.
Сущность кредитных систем заключается в том, что трудоемкость и результат освоения отдельных дисциплин учебного плана измеряется не количеством часов аудиторной и самостоятельной работы студентов, а некоторыми условными зачетными единицами – кредитами. Преимущества подобной системы очевидны: интеграция национальной высшей школы в мировое пространство; стимулирование развития различных форм обучения в вузе, либерализация учебного процесса и его ориентация на студента и др.
В рамках круглого стола, также будет рассмотрен опыта подразделений, уже работающих в условиях эксперимента по введению кредитно - рейтинговой системы.
В Томском политехническом университете кураторство имеет более чем вековую историю: в 1903 году император Николай II утвердил инструкцию для кураторов Томского технологического института. С тех пор институт кураторства никогда не прекращал официально своей работы. Однако в начале девяностых годов в этой сфере наметился спад, обусловленный объективными внешними причинами. Кураторство осуществлялось в большинстве случаев формально. Последствия этого времени сказываются до сих пор: были утрачены традиции и преемственность.
С середины 90-х гг. в связи с осознанием важности воспитательной работы (под воспитательной работой понимается создание условий для всестороннего позитивного развития личности студента), кураторство в ТПУ начинает возрождаться по формуле «Куратор - друг и наставник, помощник в решении самых разных вопросов и проблем, связующее звено между студентами и администрацией вуза».
Сегодня большое внимание в нашем университете уделяется организации и развитию института кураторов. Работа кураторов в условиях внедрения педагогики сотрудничества направлена на решение приоритетной задачи вузовского воспитания – создание оптимальных условий для саморазвития личности студента. Куратор участвует в решении этой задачи путем консультирования, ориентации и психологической поддержки студентов (самостоятельно или через сотрудничество с психологической службой университета).