Новые водительские права и старые «грабли»

По словам главного «гаишника», управлять сверхмощными мотоциклами, джипами и автобусами должны водители разной категории, а при выдаче прав предполагается учитывать возраст водителя, стаж вождения и мощность транспортного средства. Проект постановления правительства о новых правах, по словам Кирьянова, будет готов уже в октябре.
В ГИБДД ссылаются на необходимость приведения российской системы в соответствие с европейскими нормами, которые Россия обязалась выполнять. И заверяют, что водительские удостоверения нового образца будут вводиться постепенно и выдаваться взамен утерянных.
Представители ГИБДД также уточнили, что эти нововведения являются «одним из этапов выполнения федеральной программы по безопасности дорожного движения». Напомним, что именно за неудовлетворительную реализацию этой программы, принятой 20 февраля 2006 года, критиковал правительство Владимир Путин в своем майском Послании Федеральному Собранию. «Обращаю, кстати, внимание правительства на медлительность и непростительный бюрократизм в решении задач подобного рода, — сказал тогда президент. — Об этом же говорилось в прошлом послании, год назад, — только сейчас подготовили программу».
А ранее, в ноябре 2005 года, на заседании президиума Госсовета РФ Путин прямо призвал ужесточить контроль над процедурой получения водительских прав. Пути решения этой задачи были сформулированы в уже упомянутой Федеральной целевой программе. Первым этапом ее реализации (на 2006-2007 годы), в частности, предусматривается:
- совершенствование системы лицензирования в сфере подготовки водителей; разработка правовой основы контроля за осуществлением гражданами самостоятельной подготовки для получения права на управление транспортными средствами категорий «А» и «В»;
- проработка нормативно-правовых и организационных аспектов внедрения комиссионного принципа приема квалификационных экзаменов у кандидатов на получение права на управление транспортным средством;
- подготовка предложений по введению в отношении автошкол механизмов, позволяющих повысить качество подготовки водителей;
- подготовка предложений об изменении возрастных ограничений при решении вопроса о допуске граждан к управлению транспортными средствами;
- создание федеральной информационной базы данных о водителях транспортных средств, привлеченных к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения».
Никаких указаний на необходимость замены действующих водительских удостоверений или пересмотр действующей системы категорий в этом документе обнаружить не удалось.
Наблюдатели сомневаются в необходимости введения новой системы водительских прав и напоминают о том, что процедура получения и замены удостоверений и без того требует значительных расходов и затрат времени как со стороны автомобилистов, так и со стороны органов ГИБДД.
«Для того чтобы ввести новую систему выдачи водительских прав, ГИБДД необходимо в 8-10 раз увеличить число сотрудников МРЭО и полностью переоснастить их компьютерной и оргтехникой», — считает петербургский адвокат Алексей Начинкин, специализирующийся на защите интересов клиентов по делам, связанным с автотранспортными проблемами. По его подсчетам, при переоформлении прав в соответствии с требованиями, которые планирует вводить ГИБДД (разбивка на подкатегории, учет предыдущих ДТП водителя и др.), на документ каждого отдельно взятого водителя будет уходить целиком один рабочий день одного сотрудника МРЭО.
А по мнению депутата Госдумы и лидера Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, введение водительских прав нового образца не имеет практического смысла и может обернуться лишь дополнительными поборами с миллионов автомобилистов. Депутат уверен, что все подобные законопроекты, затрагивающие интересы миллионов людей, должны проходить тщательную проверку и широко обсуждаться обществом.
«Почему те люди, которые придумывают такие законы, не могут учиться на своих ошибках?» — задал риторический вопрос депутат.
Тут самое время напомнить, что предыдущий «сюрприз» российским автомобилистам, случившийся накануне Нового года, в итоге окончился большим конфузом для властей.
Постановление правительства от 14 декабря 2005 года о внесении изменений в Правила дорожного движения (ПДД), запрещавшее эксплуатацию транспортных средств с нестандартными световыми приборами (красного цвета), фактически ставившее вне закона легально ввезенные машины американского производства, а также требовавшее осуществлять перевозку детей до 12-лет только в специальных сиденьях (детских удерживающих устройствах), вызвало волну недовольства по всей России.
В Москве и других городах прошли весьма заметные акции протеста владельцев американских машин, Госдума обратилась к премьеру Михаилу Фрадкову с просьбой приостановить действие новых правил, поскольку «сложившаяся ситуация вызывает недовольство граждан» и, следовательно, ведет к усилению социальной напряженности.
В итоге власти пошли на попятную: введение в действие нормы о детских сидениях в автомобилях было отложено до 2007 года, а требования по установке световых сигналов распространится на автомобили зарубежного производства, которые будут приобретены только после 1 января 2007 года.
Наблюдатели констатировали тогда появление в России нового измерения гражданского общества – в лице автовладельцев, не желающих безропотно внимать чиновничьим капризам. Вскоре это движение вылилось в массовые акции автомобилистов в поддержку водителя, обвиненного в гибели губернатора Алтая Михаила Евдокимова, и против безнаказанного нарушения ПДД машинами чиновников со спецсигналами.
Последние инициативы ГИБДД по замене прав, которые неизбежно повлекут существенные расходы для автомобилистов, на фоне растущих цен на топливо рискуют вызвать новую волну общественного недовольства.