Не ваше тело!
«Криминальные» трупы станут ничьими, если бюро судмедэкспертизы не договорится с райадминистрациями об оплате за ЖКУ...
Площади под дырявой крышей морга Асиновской ЦРБ разделены пополам воображаемой пунктирной линией. На одной половине работают патологоанатомы, на другой – судмедэксперты. Раньше никакой линии не было. Одно помещение и один закон, две службы вполне уживались друг с другом. Потом реформаторского перцу подбавил 131-ФЗ, и судебные медики оказались на птичьих правах. За них некому заплатить, а потому и находиться под дырявой крышей морга они не должны.
Отделения судебной медицины грозят закрыться в ближайшее время сразу в нескольких районах Томской области. Райадминистрации и областное бюро судмедэкспертизы не могут определиться, кто будет оплачивать коммунальные расходы. По приказу Минздрава N 694, муниципальные образования должны поддерживать деятельность судебных медиков на местах. В том числе предоставлять помещения, закупать оборудование, а соответственно, и оплачивать коммунальные расходы. В соответствии с новым законодательством муниципалитеты отвечают только за муниципальное, а судебная медицина всегда находилась в областном подчинении. И кто, получается, должен платить?
Начальник бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области Сергей Кладов категоричен: районы всегда платили, пусть и теперь платят. В финансировании бюро строки на оплату коммуналки районных подразделений нет. Тем более нет денег на аренду. А именно о ней зашла речь в том же Асине. Там ссылаются на 131-й Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления». А Кладов руководствуется 694-м приказом Минздрава. Он хоть и старый, но действие его пока никто не отменял.
– Раньше в соответствии с этим приказом и открывались все районные отделения, – рассказывает юрист бюро судмедэкспертизы Татьяна Казакова. – Чтобы лишнего не строить, патологоанатомов и нас размещали в одних и тех же помещениях – чаще всего, в моргах при ЦРБ. Площади мы и по-прежнему делим. Только теперь нас пытаются заставить делить еще и текущие расходы. Вопрос в другом: каким образом делить, если весь морг – девять квадратных метров, там один стол, на котором и гражданские, и криминальные трупы вскрывают? Пробовали делить хотя бы финансирование. Но в бюджете этого года данные средства для нас не предусмотрены.
В том же Асине на содержание отдела бюро требуется 300 тысяч рублей в год. Внебюджетных источников дохода у бюро нет, и если из бюджета не выделили, взять неоткуда.
– На все наши нужды нам требуется около 150 миллионов рублей, – говорит Сергей Кладов. – Нам в этом году выделили только около 25. Согласно Бюджетному кодексу, на эти деньги мы и будем жить. И мы, и наши районные подразделения.
– Вот и получается, что мы чуть ли не какие-то нелегалы, – добавляет Казакова. – Помещения используем, а на это у нас нет ни правовых основ, ни финансирования.
У замглавы Асиновского района по социальным вопросам Игоря Семенова своя правда. Он и рад бы покрывать нужды очень необходимой службы судебно-медицинских экспертов, да не из чего. Если платить из районного бюджета – обвинят в нецелевом расходовании средств. А спонсоров не доищешься. Если доищешься – то не допросишься. Асиновское подразделение бюро судебно-медицинской экспертизы обслуживает еще два района: Зырянский и Первомайский. Пробовали договориться о том, чтобы каждый район взял на себя по 100 тысяч: так расходы и покрыли бы. Однако зырянский и первомайский главы не согласны: 131-й закон не позволяет направлять деньги.
– Все это время мы пытались справляться сами, за счет ЦРБ, – рассказывает Семенов. – Но средств не хватало. Все привело к тому, что здание теперь находится в плачевном состоянии. Нужен ремонт, а значит, нужны и вложения. Проблему трех районов решить самостоятельно мы уже не можем. Если так и будет продолжаться, будем ставить вопрос о закрытии отделения судебно-медицинской экспертизы, каким бы важным для правоохранительных органов оно ни было.
По словам Семенова, последним шагом станет написание письма губернатору. Если и Виктор Кресс не поможет с оплатой текущих расходов, то придется прибегнуть к высшей степени радикализма. С другой стороны, Сергей Кладов на закрытие асиновского отделения не готов – а только он вправе принимать такие решения.
– Нельзя оставлять три района Томской области без судебной медицины, – объясняет Кладов. – Это вызовет массу социальных недовольств. На это мы попросту не имеем права!
Между тем если закрывать подразделения, то только навсегда. Открытие подразделения нового – вопрос муторный с точки зрения и времени, и финансов. Перво-наперво нужно получить лицензию. Дают ее в Москве. Это лишние командировки, а соответственно, и лишние расходы – никто на это не пойдет. Да и не только у Асина накопились претензии к бюро. Со схожими требованиями к Кладову обращаются главы Чаинского, Кожевниковского районов, города Кедрового. Разрешить этот спор может, пожалуй, действительно только губернатор. Только пока почему-то весь конфликт заключается лишь в бесчисленных межбюджетных боданиях. А о поисках возможных консенсусов говорят только в будущем времени.