Не дадим раку ни одного шанса,

22 Октября 2014
Автор: Ольга Смирнова Не дадим раку ни одного шанса,

или На онколога надейся, а сам не плошай

Онкология — тема, позволяющая обойтись без вступления: всем нам страстно хочется, чтобы болезнь, об истинных причинах которой человек по-прежнему знает немного, миновала нас и наших близких. Вот почему проведение в Томске мероприятия под названием «Главная дорога в онкологии», как говорил известный киноперсонаж, вызвало у нас «живой интерес».

Дальше будет больше

Само мероприятие, проходившее в областном департаменте здравоохранения, оставило впечатление двойственное. Слишком много комплиментов сказала принимающая 

сторона сама себе, слишком безоблачно улыбалась руководившая работой «круглого стола» замначальника департамента Татьяна Домнич. Между тем показатели онкозаболеваемости в Томской области превышают среднероссийские без малого на 20 процентов, а успехи онкологической службы губернатор год назад охарактеризовал словами «работа провалена». Поэтому мы решили не останавливаться на выступлениях участников «круглого стола» подробно, тем более что в основном они касались правовых и экономических аспектов проблемы. Попробуем рассказать лишь о самом главном.

Начнем с плохого: по словам директора НП «Центр социальной экономики», члена Общественного совета при Минздраве Давида Мелик-Гусейнова, эксперты обещают нам дальнейший рост заболеваемости. Одна из причин — снижение уровня смертности от инфарктов и инсультов: как выразился гость, люди «начнут доживать до своих раков». Кстати, если говорить о доле онкозаболеваний в общей структуре смертности, то Европа нас и сегодня по этому показателю существенно опережает. Это не значит, что люди там мрут чаще и раньше — просто умерших от рака на каждую сотню скончавшихся приходится больше. В России их 15 %, в Польше - 22, в Западной Европе этот процент еще выше. А вот в Скандинавии он, напротив, самый низкий. Рак — вообще вещь загадочная, но это та загадка, с которой лучше никогда не соприкасаться. А если уж довелось встретиться, то распознать ее надо как можно раньше, пока она не успела набраться сил и пустить корни. Главный врач областного онкодиспансера Лев Кудяков рассказал: полтора года назад в Томской области появился «Алгоритм оказания онкологической помощи населению», согласно этому документу, между первым подозрением на онкозаболевание и завершением обследования должно пройти не более 10 дней. Во всех поликлиниках появились онкологические кабинеты, важной частью работы стала и организация онкологической службы в районах, причем за каждым лечебным учреждением закреплен куратор из онкодиспансера. Закуплены передвижные маммографы, все первичные онкологические отделения оснащены диагностическим оборудованием и цитологическими лабораториями. Ну и так далее.  В итоге смертность от онкозаболеваний за три года снизилась на 6 %.

Будьте бдительны

Поверить в полную идиллию мешал не только природный скептицизм, но и  жизненный опыт. Буквально пару месяцев назад приступ «онкологической настороженности» испытала моя знакомая: причиной стала стремительно растущая родинка. Онколога в поликлинике (заметим, городской поликлинике) не оказалось — он был в отпуске. Терапевт направил женщину в онкодиспансер, но перед этим обязал пройти кучу исследований — от стандартных анализов до кардиограммы. На вопрос «зачем?» последовал ответ: ну как же, а если они будут вас оперировать? На сбор информации о себе у знакомой ушло две недели. К счастью, она не пригодилась — с моей знакомой все оказалось в порядке. Чтобы понять, на что могут надеяться в подобных случаях жители районов, мы позвонили в две районные больницы — Бакчарскую и Колпашевскую. Да простят нас сотрудники регистратур, которым пришлось выслушать наш рассказ о живущей в их райцентре маме, на основании ряда признаков заподозривших у себя страшную болезнь. В первой больнице очень любезно объяснили, что необходимости ехать в Томск нет — мама может прийти на прием к онкологу прямо сегодня. Во второй сообщили, что мама сможет посетить онколога 24 октября, т. е. ровно через неделю. На вопрос «нельзя ли пораньше» был дан категорический отказ: платного приема у доктора нет, а прийти к терапевту мама, конечно, может, но в итоге тот все равно направит ее к онкологу, а «к нему всем срочно». Что ж, возможно, за оставшиеся три дня пациент и успел бы пройти все необходимые исследования и уложиться в прописанный «Алгоритмом» десятидневный срок. Не будем придираться — главное, что возможность попасть к онкологу в разумные сроки все-таки есть. Так что очень многое зависит от нас самих: это как раз тот случай, когда «лучше перебдеть, чем недобдеть». Не надо бояться, что скажут о нас в поликлинике — это наша жизнь, и другой не будет. Кстати, показатели детской заболеваемости в Томской области тоже превышают среднероссийские. Так что будьте, граждане, бдительны!

Комментарии

Наверх