Наталья БАРЫШНИКОВА: «КПРФ предлагает образование для всех, а не для избранных»

05 Октября 2011
Наталья БАРЫШНИКОВА: «КПРФ предлагает образование для всех, а не для избранных»

Законопроект, предложенный коммунистами, опирается на лучшие достижения системы отечественного образования, опыт и мнение учителей, преподавателей вузов, ученых и экспертов, а также родителей.

В частности, предусматривается, что доля расходов на образование из бюджета страны должна составлять не менее 7% от ВВП. В правительственном варианте закона эта норма отсутствует вообще, там говорится о подушевом финансировании.

Основной принцип подушевого финансирования: чем больше детей в школе, тем больше денег ей выделяется. Естественно, администрация постарается набрать как можно больше детей. О каком качественном образовании может идти речь в переполненных классах? К тому же система подушевого финансирования ставит крест на малокомплектных школах в сельской местности. Школы закрывают, а детей возят в райцентры за много километров от дома по плохим дорогам.

Наш законопроект предусматривает полноценное финансирование малокомплектной сельской школы вне зависимости от количества учащихся. Также мы настаиваем на том, чтобы число детей в классе было не более 20. Министр образования любит оглядываться на Запад, но даже там подушевого финансирования в чистом виде нет.

Помимо этого, мы должны констатировать, что тех средств, которые выделяются государством в рамках подушевого финансирования, для нормальной работы школы недостаточно. Правительство говорит: школы должны зарабатывать сами. Каким образом они могут это делать? За счет «добровольных пожертвований» родителей, введения платных занятий и сдачи помещений в аренду.

Мы говорим: школа - это не рынок, а образование - это не товар. Образование не должно стать коммерческой услугой для избранных, а остаться всеобщим, доступным и бесплатным.

Мы против слепого копирования западной системы образования: тестовой системы ЕГЭ и включения в Болонский процесс. Что касается ЕГЭ, то основной своей задачи - снижения уровня коррупции в вузах - он не оправдал. По данным МВД России, уровень коррупции с введением Единого госэкзамена увеличился (!) в 1.5 раза. А о вреде ЕГЭ гуманитарным наукам не говорил только ленивый.

Мы предлагаем сделать ЕГЭ добровольной, а не обязательной формой итоговой аттестации: школьник сам выберет, будет он отвечать на тест или сдавать классический экзамен.

Что касается Болонского процесса, то это еще одна попытка подражания Западу. Кто такие бакалавры? Это полуспециалисты. Кто такие магистры? Это неполные кандидаты наук. Ни те, ни другие не нужны ни в школе, ни в вузе, ни на производстве.

Законопроект, предложенный КПРФ, предусматривает добровольность участия в Болонском процессе; право выбора между программами бакалавриата и «специалитета» сохраняется за вузами.

В правительственном законопроекте ни слова не сказано о зарплатах преподавателей в школах, в вузах.

А повышение на 30% зарплат с 1 сентября 2011 года? Повышается не заработная плата каждого конкретного работника, а фонд оплаты труда! В итоге у кого-то это повышение может составить 40%, а у кого-то 10%.

В законопроекте КПРФ предлагается установить размер заработной платы учителям - не менее 120% от средней заработной платы работников производственных предприятий, а сельским учителям сохранить все льготы по коммунальным платежам, которые Правительство вместе с министром образования Фурсенко собирается ликвидировать.

Законопроект, предложенный депутатами фракции КПРФ, неоднократно рассматривался на различных тематических «круглых столах» в Москве, Новосибирске и в ряде других регионов совместно с представителями педагогических коллективов, родителями, ректорами ведущих российских вузов, экспертами в области образования. И всегда получал практически единогласную поддержку.

В Томской области мы также рассматривали законопроект КПРФ «О народном образовании в РФ» на заседании комиссии по образованию, науке и культуре Законодательной думы Томской области с приглашением директоров школ. По итогам заседания было принято решение одобрить основные положения законопроекта.

Мы предлагаем на обсуждение общественности законопроект о подлинно народном образовании, об образовании для всех, а не для избранных.

Посмотреть полный текст законопроекта можно на сайте Томского обкома КПРФ www.kprf.tomsk.ru

Наверх