Настроение музыки. Автор и исполнитель Роман Ланкин не поет без чувств

«Я не знаю, кто придумал воду, но это точно были не рыбы». Станислав Ежи Лец.
...Визбор, соседствующий с Пахмутовой, Гребенщиков, звучащий после горячих бразильских ритмов босановы. Он может играть и петь один, может играть инструментальный джаз, а может выступать с оркестром. Удивительно: почему это Романа ЛАНКИНА, сегодняшнего героя «Буфф-сада», настойчиво соотносят с бардовской песней?..
Ну, может быть, по традиции: если поет, подыгрывая себе на акустической гитаре, - значит, бард. Последний раз Роман «побывал бардом» в прошедшие выходные на юбилейных концертах, посвященных 35-летию авторской песни в Томске.
- Там выступали практически все томские творческие силы: Константин Мыльцев, Игорь Иванов, Владимир Трубин, Алексей Пономаренко, Марина Томилова, Вадим Кусков с ансамблем «ВКП(б)», творческое объединение «Секунда», клуб «Пьеро», студия «Акцент» и многие другие. Очень порадовали иногородние гости - приехали из Кузбасса, Новосибирска, Горно-Алтайска. Все исполнители были очень разные, и, может быть, поэтому фестиваль получился таким хорошим.
- «Акцент» играет акустический бард-рок, «ВКП(б)» - классику авторской песни, «Секунда» - это скорее литературно-музыкальное направление. Можно ли по этой причине делать выводы о том, в какую сторону двигаются томские барды?
- Станислав Ежи Лец однажды сказал: «Я не знаю, кто придумал воду, но это точно были не рыбы». Мне трудно провести глубокий анализ – я живу в этом движении с 94-го года и не могу оценивать его со стороны. Пожалуй, наиболее очевидно взаимодействие с внешними музыкальными направлениями – роком, джазом, фольклорной музыкой. Может быть, 10 лет назад авторская песня была более «классической», чем сегодня... Сейчас, как мне кажется, музыкальная составляющая становится более важной, и можно отметить растущий профессионализм исполнителей. Так что все реже звучат упреки в музыкальной невыразительности авторской песни.
- Это когда весь концерт – на трех аккордах?
- В том числе и это. С другой стороны, эти аккорды могут быть сыграны так, что четвертого просто не нужно. Но «три аккорда» начинают резать слух, когда исполнитель выходит за рамки классической бардовской песни.
- В смысле, когда выходит за рамки песен про солнце-любовь-цветочки?
- Пойте про солнце-любовь-цветочки, я не против. Попробуйте сделать это как Данте Алигьери или Александр Пушкин. Я говорю именно о музыкальной интонации, характерной для жанра. Понимаю людей, которые блюдут чистоту авторской песни. Но она, я думаю, все-таки окажется мертва, если не будет получать извне новые ощущения, новые взгляды на самое себя и на то, что такое красивая песня. Вы же, например, едите то, чем вы не являетесь, и тем самым поддерживаете в себе жизнь... Так и любой жанр, на мой взгляд, живет благодаря тонкому сочетанию внешних и внутренних культурных связей.
- Вы, случайно, не берете на себя роль реформатора? Все-таки то, что вы показываете на сцене, с очень большим трудом можно отнести к классике авторской песни, хотя вас преподносят именно как барда.
- Какой из меня реформатор! Я всего лишь пытаюсь привнести в авторскую песню то, что лично для меня дорого и ценно, и в меру своих способностей выразить это со сцены.
Причем меня не устраивает классическое течение концерта, когда перед исполнением говорится: «Следующая песня настихитакогото, намузыкутакогото, называетсятакто». Формализм может уничтожить особую атмосферу вечера. Поэтому, когда я работаю над сольными концертами, стараюсь делать между композициями эмоциональные и смысловые переходы и часто в этом помогает поэзия. Это могут быть стихи известных поэтов или стихи моих друзей, а иногда, когда ничего не подходит, приходится сочинять самому. Стихи и правильно выбранные песни придают концерту сюжетность, позволяют мне и моему зрителю идти по некой тропинке настроения....
- Жанры музыки, которые вы представляете на концертах, тоже подбираются по настроению?
- Совершенно верно, я могу играть и джаз, и классику, и босанову. Стилевое разнообразие - это всего лишь еще один способ передать зрителю уникальную эмоцию. Однако конечным критерием при выборе стиля всегда остается вкус. На недавнем сольном концерте мне удалось совместить разные жанры так, что в итоге получилась особая палитра настроений, которая не всегда свойственна концертам авторской песни. В этом мне помогали очень талантливые музыканты, спасибо им! Такие, как Олег Качанко, - лучший джазовый гитарист нашего города, басист–виртуоз Владимир Миронов, музыканты симфонического оркестра - скрипачка Людмила Малькова, барабанщик и перкуссионист Дмитрий Светлов. А еще концерт был необычен для меня тем... что проводился в родном городе. Так уж получается, что в Томске я выступаю реже, чем в других городах. Петь для «своих» - это особая ответственность, ведь зрители в зале меня хорошо знают, следят за моим творчеством.
- А расскажите, пожалуйста, подробнее о босанове. Все-таки это непривычный для Сибири жанр.
- Босанова – это, можно сказать, бразильская авторская песня. Так же, как и в России, в 60-е годы в Бразилии певец (зачастую он же – автор музыки и слов) выходил с гитарой и целый концерт пел под нехитрый аккомпанемент песни, духовно объединившие многие поколения бразильцев. Босанова неразрывно связана с гитарой, имеет особый ритм, настроение. Она интимная, умная. Она не требует сильного вокала, эстрадности, шоу. Но в босанове, в отличие от авторской песни, несравнимо выше уровень музыкального материала. Поэтому, зародившись в конце 50-х-начале 60-х, она быстро вышла за рамки национального жанра и стала общемировым достоянием. Например, композиции легендарного основателя босановы Тома Карлоса Жобима уступают по исполняемости только песням группы «Битлз».
- Правда, что вы изучаете португальский язык, чтобы лучше почувствовать этот жанр?
- Правда. Я хочу знать, о чем эти песни. Это важно. Раньше я читал подстрочник, а сейчас мне проще – я уже могу сам переводить тексты песен и понимать, как их петь. Ведь лучше всего настроение босановы передается, когда она исполняется на языке оригинала.
- О чем же там поют?
- (смеясь) Да про те же солнце-любовь-цветочки, как вы очень верно заметили!
- Надеюсь, вас не обидела эта формулировка. Просто, побывав на концерте легенды авторской песни Юлия Кима, я очень удивилась - не в самом хорошем смысле этого слова - простоте его текстов и музыки. Никаких поэтических завихрений, сплошная любовь-морковь, гости-кости...
- Что ж, и простота бывает разная. Бывает такая, что «хуже воровства», и такая, что «как все гениальное». А о простоте или сложности текстов босановы я и не знаю, что сказать. Если смысл отдельных слов и предложений человек, изучающий язык, может понять, то художественную ценность поэтического текста оценить гораздо сложнее. Для этого надо либо родиться и вырасти там, где написана песня, либо досконально изучить местную культуру и ее контекст. Также я не могу давать оценку многим произведениям на английском языке, хотя английский знаю лучше, чем португальский. Я вообще больше стараюсь чувствовать песню и не отделять текст от музыки. Например, у Булата Окуджавы нет ничего особо музыкального - джазовые музыканты никогда не возьмутся исполнять его мелодию отдельно от слов. Многие его тексты сами по себе также не вызывают особого восторга. Однако и то и другое вместе дает гениальную песню. Или взять Виктора Луферова – его творчество не очень богато с музыкальной точки зрения, но пронизано такой удивительной смысловой органичностью, энергией слова и исполнительским мастерством!
- То есть одно из главных качеств бардов – уметь подать свое творчество?
- Да все главное! И текст хороший написать, и мелодию. И исполнить хорошо - тоже главное. Иначе песня не «дойдет» до зрителя, не затронет его, и весь труд будет напрасным. Пожалуй, самые мои счастливые моменты – когда на концерте достигается идеальное взаимопонимание с публикой. И происходит это, может быть, не столько благодаря мне, сколько тем самым людям, которые сидят в зале, которые умеют слушать и чувствовать, и понимают то, что я хочу им сказать.
- А сейчас что-нибудь хочется им сказать?
- Конечно. Например: люди добрые! Весеннего вам настроения и любви, той самой, от которой растет трава и восходит солнце. Слушайте музыку и будьте по возможности счастливы!
Справка «Буфф-сада»
Роман Ланкин, исполнитель.
Родился 16 августа 1973 года в Новосибирске. Не женат.
В 1998 году окончил юридический факультет ТГУ, с 2000 года работает адвокатом.
Профессия порой «борется» с музыкой, но Роману удается примирять две эти стихии. В авторской песне с 1994 года. В 2004-м стал лауреатом Грушинского фестиваля. Музыкальные пристрастия широкие, но особенно выделяет джаз и латинскую музыку. В ближайших планах - концерт босановы и работа в инструментальном дуэте с Олегом Качанко.