На заработанные баксы — культуру в массы! Как прогорают звезды
Каждая уважающая себя звезда шоу-бизнеса старается обеспечить безбедную старость путем вложения гонораров в побочный бизнес. «Ездить на гастроли становится все тяжелее», — жалуются артисты.
Одним из первых в пучину бизнеса окунулся Иосиф Кобзон, основавший компанию «Московит», занимавшуюся всем подряд: от торговли металлами, сахаром, нефтепродуктами и табаком до производства ферросплавов, организации круизов и концертов.
Сегодня компании помимо прочего принадлежат крупная сеть аптек, радиостанция, печатные издания и даже банк. Правда, в прошлогоднем интервью «АиФ» Иосиф Давыдович признался: «Кобзон-депутат не имеет права заниматься бизнесом. Как и все в Думе, я подписал обязательство на этот счет».
Алла Пугачева сама придумала запах духов «Алла», но в результате ничего с этого не получила. «Заработали на моих духах другие. Все из-за моей темноты и дремучести в вопросах бизнеса», — сетовала Алла Борисовна.
Вместе с компанией «Эконика» Пугачева разработала целую серию удобной «звездной» обуви. А в начале 2000-х вложила излишки средств в фабрику чипсов в городе Крымске. Как говорят, телереклама чипсов на одном из центральных каналов влетела певице аж в 800 тыс. долл. Правда, Пугачева не платила этих денег из своего кармана, а честно отработала их в качестве продюсера одного из проектов. Но и на этой ниве звезда потерпела неудачу и в прошлом году продала свое предприятие.
У лидера «Машины времени» Андрея Макаревича разноплановый бизнес. От торговых точек и продуктов питания, носящих название «Смак», до стоматологии и продажи оборудования для дайвинга. Плюс ко всему «машинист» на паях со Стасом Наминым и Валерием Меладзе владеет «Ритм-блюз-кафе» в столице.
Меладзе, кстати говоря, тоже можно назвать удачливым предпринимателем. Являясь членом совета директоров «Инвестторгбанка», он занимается инвестированием средств в покупку земли и недвижимости.
«Началось все с корпоративной вечеринки банка, где я выступал, — рассказал Меладзе «АиФ». — Сначала меня пригласили стать клиентом, а потом войти в совет директоров. Я не являюсь ни учредителем, ни акционером в банке, а скорее консультантом, и, когда есть интересные предложения, вкладываю и личные средства». Певец признался, что вместе с банком владеет несколькими крупными участками земли в Москве и Подмосковье, общая стоимость которых оценивается в 5–6 млн. долл. Правда, какова доля самого певца в этих владениях, он говорить отказался.
По словам Меладзе, бизнес, которым он занимается, весьма рискованный. «Был случай, — поведал артист, — когда на земле, принадлежащей железнодорожному ведомству, мы построили торговые павильоны. А потом выяснилось, что к этой земле МПС не имеет отношения, в результате мы потеряли около 500 тыс. долл.».
Когда-то Александр Розенбаум был совладельцем ресторана «Санкт-Петербург» в Нью-Йорке на Брайтон-бич. «Но там я давно продал свою долю, — признался «АиФ» популярный автор-исполнитель и депутат Госдумы, — потому что невозможно следить за бизнесом, который находится за океаном». Сегодня бард является совладельцем сети пивных в Санкт-Петербурге «Толстый фраер». «Но, — предупредил певец, — поскольку я депутат и не имею права заниматься коммерческой деятельностью, напрямую управлением капиталов не занимаюсь».
Певец Александр Маршал является одним из четырех учредителей агентства безопасности «Гарант». «В эту «авантюру» меня втянула жизнь, — говорит Маршал. — Я понял, что ездить на гастроли с каждым годом становится все тяжелее (в следующем году музыканту исполняется 50 лет. — Прим. ред.). Недавно вернулся из поездки по Новосибирской области. Четыре часа на самолете из Москвы туда, потом еще шесть часов на машине в один конец, шесть обратно и опять четыре часа лета до столицы. Это изматывает. Хочется заниматься музыкой в удовольствие, а не по нужде. Мои хорошие друзья, отставные сотрудники силовых структур, предложили для начала стать соучредителем ЧОПа. Это серьезное предприятие, где работает порядка 400 человек. Они охраняют банки, частные предприятия, магазины и т. д. Пока больших заработков нет, но в перспективе, думаю, это будет приносить неплохие деньги».
Часто артисты, не вкладывая собственных денег в дело, просто позволяют использовать свое имя. Как, например, экс-супруг Пугачевой Филипп Киркоров, именем которого названы шоколадные конфеты. За это право кондитерская фабрика заплатила певцу несколько десятков тысяч долларов.
Портрет Надежды Кадышевой украшает шоколад, квас и мыло «Золотое кольцо». У другого мэтра эстрады и кино Вахтанга Кикабидзе есть несколько грузинских ресторанов в Москве, самый известный из которых — «Не горюй». Скоро на прилавках магазинов появится чача, носящая его имя.
Лев Лещенко вместе с Владимиром Винокуром вложились в мебельную фабрику, производящую полки для известной шведской мебели и ящики для Минобороны.
У эстонки Анне Вески было свое меховое ателье, где шили шубы на заказ. Однако, когда клиенты не заставали известную певицу в ателье, они разочаровывались. В результате певице пришлось закрыть дело из-за нерентабельности.
Потерпели неудачу в парфюмерном бизнесе и Лариса Долина со своим супругом Ильей Спицыным. Они открыли линию по выпуску духов, но потребители не оценили качество французского парфюма, носящего имя певицы.
Солист группы «Руки вверх!» Сергей Жуков, выйдя на «пенсию», открыл в Москве ресторан ливанской кухни. Солист «Чая вдвоем» Стас Костюшкин вложился в столичный фитнес-центр.