Модная и.. ненужная?
Вряд ли кому-то нужно объяснять, как много значит для человека хорошая работа и как сказываются проблемы с трудоустройством молодежи на состоянии всего общества. Но жалобы на состояние рынка труда не утихают. Обсудить эту проблему мы решили во время «круглого стола» в редакции «КП-Томск». Разговор получился неожиданным, но интересным.
Согласно официальным данным, которые озвучила главный специалист департамента по труду и занятости Администрации Томской области Наталья Волкова, на 1 октября в Томской области насчитывалось 8 200 безработных. Примерно четверть из них - молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, в том числе выпускники 2012 -го года (44 человека окончили в этом году вузы, 170 человек - учреждения начального и среднего профобразования).
Наталья Волкова:
- Согласно данным статистики, самостоятельно найти работу могут примерно 60 процентов выпускников. Примерно 9 процентов призываются в ряды Вооруженных сил, около 10 планируют продолжить образование. В службу занятости, как правило, обращаются около 10 процентов.
Лев Боков, первый проректор-проректор по учебной работе ТУСУР:
- Я хотел бы подчеркнуть: даже в абсолютных цифрах данные о нетрудоустроенных выпускниках вузов и системы СПО и НПО отличаются в разы. А в процентном отношении они разнятся еще более значительно. И основные проблемы трудоустройства лежат в области начального и среднего профессионального образования, хотя на государственном уровне постоянно декларируется нехватка кадров начального и среднего звена.
Наталья Шилова, директор Центра занятости населения города Томска:
- Самыми распространенными проблемами выпускников являются молодой возраст, отсутствие практического опыта и большая конкуренция. Молодые соискатели просто не готовы выйти на рынок труда, они не адаптированы к нему. С 2009 года наш Центр в рамках Региональной программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Томской области, реализует программу «Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы». В этом году в рамках программы были трудоустроены 114 чел., из них 92 - выпускники вузов и 22- учреждений среднего профессионального образования. На протяжении многих лет реализуется программа «Первое рабочее место» - для выпускников учреждений начального и среднего профобразования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые. Однако реализуется она тяжело: в последнее время все чаще приходится сталкиваться с тем, что заявки от работодателей есть, а выпускников либо нет, либо они не соответствуют уровню профессиональной подготовки, который требует работодатель.
Корреспондент:
- А кто сейчас вообще востребован на рынке труда?
Наталья Шилова:
- В текущем году наиболее востребованными профессиями, требующими высшего образования, были агенты банка, страховые агенты, воспитатели детского сада, врачи, инженеры производители работ (прорабы). Не менее востребованы и рабочие специальности.
Анна Малышева, заместитель директора кадрового агентства «Вы+мы»:
- Понять ситуацию на рынке труда помогает исследование, проведенное нами несколько лет назад. Сейчас на рынок выходит поколение Y – молодые люди, ориентированные на быстрый результат. Они нетерпеливы, «благополучие, назначенное на завтра», их не устраивает. По специальности, согласно статистике, работает лишь около 40-45 процентов выпускников. Они хотят все попробовать, для них важны неформальные отношения на работе, возможность себя проявить, свободный график. Очень многое у них завязано не на «надо», а на «хочу». Управлять ими сложно, но, с другой стороны, «хочу» - это самый сильный мотиватор. Выпускники привлекают работодателей молодой энергией (это дает в том числе и возможность «подстегнуть» уже имеющийся персонал), способностью к самообучению и освоению нового, а также меньшей «ценой». А отпугивают отсутствием нацеленности на результат, недостатком надежности и притязаниями на высокую зарплату. У молодых выпускников часто неадекватное самовосприятие, завышенная самооценка. Во многом это идет от учебных заведений, которые внушают выпускникам, что они повсюду нарасхват.
Лев Боков:
- Вы говорите об общей картине. Я за всех отвечать не могу, но что касается выпускников ТУСУРа, то они в большинстве своем знают, где будут работать, еще будучи студентами. Во всяком случае, те, кто получает технические специальности. Около трети выпускников трудоустраивается на предприятия нашего научно-инновационного комплекса - сейчас в Томске более 120 предприятий, руководителями которых являются выпускники ТУСУРа. Мы поддерживаем с ними постоянную связь: наши студенты проходят там практику, сотрудники этих предприятий преподают в вузе. В рамках группового проектного обучения студенты решают конкретные задачи, которые перед ними ставятся. Ну а если человек начинает работать с предприятием с третьего курса, естественно, он адаптируется к его требованиям. Через НПО «Микран» проходят почти все студенты-радиотехники. И «Микран» имеет возможность выбрать из этой армии лучших. При этом компания обеспечивает нас современным оборудованием, чтобы пришедшего на работу специалиста не приходилось переучивать.
Корреспондент:
- Мы сейчас говорим о лучших. А остальные?
Лев Боков:
- Все относительно, и то, что работодатель считает лучшим, тоже. Поэтому распределение выпускников по предприятиям зависит отнюдь не только от их успеваемости. Примерно половина из них трудоустраиваются на предприятия оборонно-промышленного комплекса. У нас с ними заключены договоры, где прописана система взаимодействия. Ведь в ГОСах третьего поколения, которые действуют сейчас, четко прописано участие работодателей в учебном процессе. Например, в магистратуре должны преподавать сотрудники тех предприятий, на которые идут выпускники вуза. С точки зрения качества образовательного процесса это очень важно. Оставшиеся 20-25 процентов выпускников трудоустраиваются самостоятельно. Вот тут прозвучали данные - только 45 процентов работают по специальности. У нас, к счастью, это не так. Думаю, то же самое и в других томских вузах. Хотя есть, безусловно, и исключения. Например, люди, которые хотят остаться в Томске любой ценой.
Владимир Шпаков, начальник отдела организации практик и трудоустройства НИ ТПУ:
- Лев Алексеевич передал суть дела правильно. У нас тоже налажена тесная связь с работодателями, заключены договоры с предприятиями, на которых студенты проходят практику, а затем и трудоустраиваются. Насчет стремления остаться на томском рынке труда тоже сказано справедливо. Мы ежегодно выпускаем более 1,5 тысяч студентов дневной формы обучения, и около 75 процентов из них хотят остаться в Томске. Но особой проблемы с трудоустройством мы не ощущаем. Сейчас активно работаем со студенческой аудиторией - уже с 1-2 курса проводим мастер-классы, тренинги, учим правильно представлять себя работодателю, составлять резюме. Издаем газету «Паркур», недавно выпустили в помощь студентам путеводитель по предприятиям-партнерам. 26-28 ноября у нас в ТПУ пройдут дни карьеры с участием работодателей. Они представят свои вакансии, требования. А некоторые - и уровень зарплат: как показывает практика, наши выпускники ставят довольно высокую планку в этом отношении. По итогам 2012 года, у нас было распределено 89 процентов выпускников. Но остальные на учете по безработице не стоят, значит, трудоустроились и они. На некоторых специальностях на каждого нашего выпускника приходится по пять заявок. Буквально 1 ноября состоялось распределение студентов ФТИ, на которое приехали представители 25 предприятий со всей страны.
Лев Боков:
- Когда представители предприятий обращаются к нам с просьбой дать им выпускника, мы всегда говорим: что же вы пришли за два месяца до выпуска, а не два года назад? А еще лучше, когда нынешние выпускники учились на первом курсе. Начиная с 2008 года нас прессовали - что будет с трудоустройством? Но я постоянно отслеживаю ситуацию и знаю, что у нас проблемы с этим нет. Да и здесь прозвучали слова о том, что ситуация прямо противоположная - вакансии есть, людей нет.
Борис Хохряков, главный инженер НПО «Сибирский машиностроитель»:
- У нас, в отличие от всех остальных, дела не так хороши - сфера машиностроения, в которой мы работаем, государством практически не поддерживается. Мы надеемся только на собственные силы и в свое время смогли разработать новое оборудование, которое не только не уступает, но и по ряду параметров превосходит мировые аналоги. Например, мы производим оборудование для нефтедобывающих отраслей, которое при одинаковых с лучшими мировыми аналогами технических характеристиках потребляет вдвое меньше электроэнергии. Оно пользуется хорошим спросом, но для его производства необходимы современные производственные мощности, которые стоят очень дорого. Кроме того, возникла проблема высококвалифицированных инженерных кадров. Я сам закончил Томский политехнический, но из выпусков последних лет не могу выбрать для своего предприятия грамотных конструкторов и технологов. Раньше машиностроительный факультет выпускал 120 специалистов в год, сейчас - 16, 8... Для нас это кошмарная проблема. Отсутствуют и высококвалифицированные молодые рабочие кадры - токари, фрезеровщики, расточники. Я был в Японии, Германии, Швеции, других странах, посещал их заводы. То, что сейчас стоит на большинстве наших предприятий, в этих странах давно сдано в музеи. И наши колледжи, в большинстве своем, готовят не кадры для машиностроительных предприятий, а служителей музеев. Мы делаем попытки покупать лучшее оборудование с ЧПУ, но работать на нем некому - таких специалистов просто не готовят. Понимая, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих, мы вышли на Томский экономико-промышленный колледж, помогли им выиграть грант. На эти деньги они купили в Германии современный обрабатывающий центр, и сейчас есть надежда, что нужные нам специалисты появятся. Студентов мы приглашаем на практику с первых курсов, платим им зарплату, потихоньку прикармливаем и хоть как-то свои проблемы решаем. Но за этих специалистов сейчас идет напряженная борьба. Эта проблема существует во всей стране, и со временем ситуация только накаляется. Эту проблему увидели немцы - их беспокоит, что объем оборудования, которое покупает Россия, стал уменьшаться. Они предлагают - давайте мы будем поставлять вашим учебным заведениям самое современное оборудование по цене, близкой к себестоимости. Например, комплекс, состоящий из обрабатывающего центра с и токарного станка с ЧПУ, всемирно известной Фимы Deckel MAHO, с восемью интерактивными учебными местами и различными учебными материалами, всего за 8 млн рублей. Мы совместно с экономико-промышленным колледжем написали в администрацию письмо с просьбой помочь колледжу купить этот комплекс. Но результата пока нет.
Сергей Полисадов, руководитель производственной практики ООПиТ НИ ТПУ:
- Два года назад я общался с директором московского предприятия «Станкоагрегат», который говорил о том же самом. Он открыл у себя на предприятии мощнейший центр подготовки специалистов и попытался выращивать кадры, начиная с 8 класса. Но у него возникли колоссальные трудности, потому что зарплата охранника в ночном клубе выше, чем у рабочего на его предприятии.
Борис Хохряков:
- У нас средняя зарплата приближается к 35 тысячам рублей. Для нашего предприятия это очень тяжело - прибыли практически не остается. Однако за меньшие деньги высококвалифицированные рабочие на нашем предприятии работать не будут. Оператор станков с ЧПУ может получать до 50 тысяч. Многие из молодых кадров, кто пришел к нам работать, уже женились, купили квартиры, машины. И никто из них на Болотную площадь не пойдет. Но такой молодежи мало, а воспитывать и поддерживать таких хороших работников без государственной поддержки сейчас трудно.
Сергей Полисадов:
- Во всем мире образование и производство идут вместе. А у нас они очень часто разговаривают на разных языках. Чтобы стоять на месте, надо очень быстро бежать, как говорится в «Алисе в стране чудес». Современное оборудование стремительно меняется, и не всегда специалисты, выходящие из стен вузов, умеют на нём работать.
Лев Боков:
- Вот в ТПУ есть Центры превосходства. В них, наверное, и надо бы развивать такие отрасли. Но это претензия не к ТПУ - я понимаю, как это трудно. Такой пример: наш вуз ежегодно будет получать по 100 млн рублей по программе Стратегического развития ТУСУРа на ближайшие три года. Но там абсолютно все расписано: столько-то на повышение успеваемости, столько-то на международную деятельность... Мы настолько зацентрализованны! Поэтому единственный выход - тесное сотрудничество с работодателями. Почему у «Микрана» есть доступ к кадровым ресурсам? Потому что мы создали НИИ систем электросвязи, в котором работают наши студенты и аспиранты, а директор НИИ - наш профессор. Если бы не это взаимодействие, мы бы давно закоснели, потому обновлять все это самостоятельно не смогли бы. А «Микран» просто вынужден, что называется, постоянно быть на острие. И во всех областях, где нужны значительные вложения, это можно сделать только вместе с работодателями. Сейчас вот действует 218-е постановление Правительства, которое поддерживает совместные проекты вузов и предприятий. Мы по этим грантам получили за два года миллиард 200 млн рублей. Закупили технологическое оборудование, обновили технологическую цепочку в НИИ ПП. Так же работают и ТГУ, и ТПУ. Мы часто говорим о консорциуме вузов, но все это слова, пока не появляется конкретный проект с деньгами - такой, как светодиодное производство в Томске. И сразу все начинает работать!
Владимир Шпаков:
- Работодателям, заинтересованным в получении нужных кадров, необходимо вести целевую контрактную подготовку, вкладывать средства в обучение специалистов, участвовать в образовательном процессе на этапе формирования образовательных программ.
Сергей Полисадов:
- Мы сейчас ведем переговоры с одним из крупных предприятий Кузбасса, которое тратит огромные деньги на адаптацию молодых специалистов на рабочем месте, создало мощный учебный центр и так далее. Мы предлагаем для формирования компетенций, необходимых работнику данного предприятия, включить все необходимые для этого предметы в наш учебный процесс - это позволит им получить специалистов, которые полностью отвечают потребностям предприятия.
Лев Боков:
- Печаль Бориса Георгиевича совершенно понятна. Но у нее есть еще одна причина: в свое время мы опустили звание рабочего и звание инженера. И молодые не пошли ни в рабочие, ни в инженеры, потому что это не престижно. А если пришли, то троечники. Возможно, когда-то эта ситуация и выправится, но последствия этой ошибки мы будем расхлебывать еще долго. Сейчас надо на государственном уровне определить эти болевые точки и заняться их исправлением, закачав в это средства.
Сергей Полисадов:
Любое производство в России требует колоссальных средств на его поддержание - чего стоит одно только обеспечение теплом. Поэтому себестоимость выпускаемой продукции у нас изначально выше. И, конечно, наших производителей необходимо поддерживать.
Лев Боков:
- Настоящего государственного протекционизма у нас нет. За рубежом каждая компания знает, сколько процентов оборудования она может импортировать, сколько приобрести у отечественных производителей. И сколько денег выделить на науку - тоже. А мы долгое время существовали в режиме жесткого регулирования, а потом вдруг решили, что никакого регулирования не надо вообще.
Корреспондент:
- Изменить государственную политику не в наших силах - мы можем только надеяться, что нас услышат. А еще - дать совет тем, кто еще учится или уже испытал проблемы с трудоустройством.
Сергей Полисадов:
- Главный совет - самоопределяться уже на первых курсах. Хорошо понимать, зачем ты пришел в вуз и что тебя ждет в будущем. А потом задать себе вектор и двигаться вперед. Вуз - это тоже большой производственный цех, где из студента, как из простой заготовки, делают специалиста. И если относиться к учебе как к производству, толк будет.
Анна Малышева:
- У молодых выпускников есть два рыночных преимущества: компетенции, основанные на уникальных знаниях (если в Томске нет пищевого института, то технологи пищевого производства будут востребованы по определению), и компетенции, основанные на особых личностных качествах. Именно они помогают работодателю различать между собой выпускников одного вуза и одной специальности. Если таких специалистов, как вы, на рынке много, развивайте особые личностные качества - нацеленность на результат, ответственность, способность делать больше, чем должны, продвигать плоды своего труда. Используйте свои навыки общения для решения производственных задач, покажите серьезность мотивации к профессии, обучаемость, стремление к саморазвитию. Важным фактором становится и хорошее здоровье и стрессоустойчивость.
Наталья Волкова:
- Мне бы хотелось ответить не как чиновнику, а как человеку, который тоже когда-то был молодым специалистом. Выбирайте тот вуз или техникум, который даст вам хорошую, нужную профессию, а не тот, который находится за соседним забором. И не тот, который выбрал друг. От вашего выбора зависит ваше будущее!
статья с сайта provuzi.ru