Металл для АвтоВАЗа стал дороже
Весна 2010 года стала переломным моментом на российском авторынке. Спрос вырос, и производители не успевают поставлять автомобили. Огромной популярностью пользуются такие марки, как Renault Laguna и Renault Sandero. Нет на складах автосалонов Mazda CX-7 и Nissan. АвтоВАЗ тоже оказался не готов к 195 000 заявок, которые поступили от желающих приобрести машину по программе утилизации.
АвтоВАЗ с начала мая работает в усиленном режиме, некоторые классические модели выпускаются в две смены, даже субботы теперь рабочие. Из-за увеличения производства на заводе не хватило металла. 60% поставок приходится на "Северсталь", но она прекратила поставки. Также поставщиком является металлургический завод Магнитогорска.
Металлурги требовали с 1 июня поднять цены на металл на 25%, АвтоВАЗ соглашался только на 17%. Глава совета директоров АвтоВАЗа даже обратился за поддержкой к В. Путину. В результате пришли к компромиссу - 28 мая АвтоВАЗ согласился покупать металл на 21-22% дороже.
В месяц заводу нужно около 50 тысяч тонн прокатного листа. АвтоВАЗ просчитался с запасами на целую неделю, и теперь вынужден покупать прокат по невыгодной цене. "Северсталь", в свою очередь, за то, что завод согласился покупать металл с наценкой, передает сверх нормы 10 тысяч тонн проката по старой цене. В результате наценка составляет 17%, как и хотел автопроизводитель, и за счет этого запаса будет обеспечен бесперебойный выпуск машин.
Однако достигнутая договоренность временная, и цены на металлопрокат будут в скором будущем пересматриваться. Конечно, долгосрочные договорные отношения между АвтоВАЗом и металлургами помогли бы избежать подобных ситуаций в будущем. Но никто не знает, каких изменений нужно ждать на авторынке.
Рост продаж Lada напрямую связан с программой утилизации, а она закончится уже летом, так как будут розданы все сертификаты, которые выдают в обмен на сданные по программе машины. В министерстве не против того, чтобы расширить программу утилизации, но никакой определенности пока нет.
Кроме автомобилей Lada, по программе утилизации можно приобрести еще 13 иномарок. Сюда входят Пежо 308, Ситроен C4, Шкода Суперб, Фольксваген Туарег, Пассат и др. Цены на автомобили уже поднялись. Тот же АвтоВАЗ увеличил в начале весны стоимость Lada на 2%, а в связи с удорожанием металла стоимость машин вырастет еще на 5%.
До конца лета можно ожидать еще одного подъема цен. Ведь после окончания программы утилизации у производителей уже не будет повода поднимать цены, спрос на автомобили существенно снизится. Есть предположение, что опять произойдет застой нереализованных автомобилей у производителей и дилеров. Тогда придет черед радоваться покупателям - дилеры будут делать скидки и устраивать распродажи.