Масштаб жизни – 1/72. «Детские» игры взрослых мужчин
Разложенный инструмент, клей, внушительного вида агрегат... И тонкие длинные пальцы, аккуратно и почти с любовью сжимающие маленький самолетик. Максим за работой. Вернее, у него такое хобби. Он моделист, вот уже более десятка лет делает «стендовую авиацию». В апреле этого года впервые участвовал в конкурсе. И сразу – второе место. Для начала неплохо.
Что наша жизнь? Игра!
То, что мужчины всю свою жизнь остаются детьми, скажет любая женщина. Только игры у них у всех разные. Кто-то играет в ловеласа, кто-то – в бизнесмена. Третий до старости водит машину и рычит вместе с ней на поворотах. Четвертый играет в футбол с дворовыми мальчишками... «Главное, не пьянствуют, по подворотням не валяются», - вздыхают женщины.
- Это главное, за что женщины терпят наше увлечение, - улыбается Максим Волков, стендовый моделист. – А то денег на него много уходит, времени тоже... Да и места дома коробки с деталями и готовые модели занимают много...
Увлечение это действительно дорогое. Посудите сами: сама модель, коробочка с пластмассовыми по большей части деталями стоит от 150 рублей (русский вариант) и до бесконечности. Какая-нибудь интересная, хорошо проработанная модель из качественного пластика на основе смолы может обойтись любителю в несколько тысяч рублей, а то и долларов. И это – только начало. На «автермаркет» (то есть все то, что покупается после «главной коробки») моделист тратит несравнимо большие суммы.
- «Травленка», то есть фототравление, мелкие детали, к примеру, кабины самолета, - перечисляет Максим, загибая пальцы. – Потом еще декали – наклейки на корпус, придающие машине достоверность. Можно еще резиновые колеса приобрести для авиации... Плюс – инструменты, краски (один цвет – минимум полтинник). Компрессор для покраски...
Раньше всего этого не было, - вспоминает Максим.
Когда он только начал заниматься моделизмом, красить самолеты приходилось вручную.
Но и сейчас купить тот или иной цвет, модель очень трудно: в Томск просто не привозят модельный ассортимент. Говорят, невыгодно. Приходится ездить в Новосибирск, Москву.
- Когда кто-то из нас едет в столицу, обязательно рассчитывает в сумке место под модели. Не только для себя, но и для других привезти придется...
Вообще, в нашем городе модельное дело развито плохо. Есть Томский клуб стендового моделизма, в который входит наш герой, - спасибо краеведческому музею, что приютили! Есть люди, которые «на дому» занимаются своим увлечением. Но без поддержки администрации или спонсоров пробиваться очень трудно.
- Вот мы были в Новосибирске и позавидовали местным моделистам, - признается Максим. – Их поддерживает районная администрация, выделили место под клуб... При модельном магазине работает детский кружок – они развиваются! И сами на конкурсы ездят, и у себя гостей принимают.
Всяли все награды
Как раз на таком конкурсе – Третьем слете стендовых моделистов, проводимом на базе новосибирского историко-технического центра «Витязь», – четверо томичей и побывали. Один из них – Максим Волков. Участвовали в нем почти сто человек из Томска, Новокузнецка, Омска, Бердска и Новосибирска. Кроме самого конкурса, прошла и выставка модельного творчества. Томичи забрали практически весь комплект наград по авиации. Михаил Долгов получил первое место в номинации «Поршневая авиация», масштаб 1/72 (АНТ-6), и второе – за «Реактивную авиацию» в том же масштабе («Скайхок»). Сергей Кислицын победил в номинации «Поршневая авиация» 1/48 («Мустанг» Р-51D), Виктор Соколов стал в ней вторым (И-16). Максим Волков занял второе место в «Поршневой авиации», 1/72 (Ил-2 М3). Кроме того, заочно участвовал в конкурсе Константин Охота с фигурками французских гренадеров XIX века в масштабе 1/32, он «взял» первое место.
- Томичи вообще в модельном деле далеко не на последнем месте, - говорит Максим. – На виртуальной выставке Dish Show (одна из самых крупных в России) Михаил Долгов в 2005 году стал победителем, Сергей Кислицын занял четвертое место. А в этом году Виктора Соколова признали лучшим...
Жена – это святое
Клуб для моделистов - как второй дом. Все-таки в своем, настоящем доме далеко не всегда понимают, что мужчины дело делают, а не в игрушки играют.
- Родители первое время вообще мое увлечение не признавали, - улыбается Максим. – А вот брата я к нему пристрастил. Правда, ему больше «броню» нравится клеить.
Дома у каждого уважающего себя моделиста стоит шкаф с моделями – уже собранными. А в кладовке – куча коробок, пока только ждущих своего часа.
- В магазине зачастую просто не можешь удержаться и не купить что-нибудь интересное, - признается Макс. – Да и неизвестно, когда еще такой экземпляр попадется. А времени, чтобы собрать все, что уже куплено, просто нет.
На одну модель у хорошего моделиста уходит от месяца до полугода. Собрал – и все, интерес теряется, все мысли только о новом объекте. Но домашним и гостям не забывает пальцем погрозить: модели хрупкие, руками не трогать!
- Помню, вернулся однажды домой, а брат – маленький еще был – добрался до полки с самолетами, поиграть хотел. Все в мясо раскрошил! Это я теперь смеюсь, а тогда такой злой был...
Дело настолько увлекает, что творить свои «художества» моделисты могут и днем, и ночью.
- В Новосибирске в клубе мужики даже ночуют, - рассказывает Максим. – А на банкете в честь закрытия слета несколько тостов за их жен поднимали. За то, что с пониманием относятся к хобби мужей. Моделисты их святыми называют...
«Модельный» бизнес
На собственное помещение томским моделистам самим не заработать. Деньги на декали, краски приходится изыскивать из семейного бюджета. Хотя моделисты из крупных городов зарабатывают на своем хобби весьма неплохо. Есть много любителей, которые собирают модели, но сами их не клеят, покупают уже готовые. Хорошо сделанная модель или диорама стоят очень дорого, до нескольких десятков тысяч долларов. Хорошо сделанная – значит, похожая на настоящую, только «в малой форме». Чтобы со всеми мелочами, вроде надписей на борту, болтиков... Чтобы краска кое-где была облупившаяся, желательно – с комьями грязи.
Просто склеить модель – это только начало. Самое трудное – придать ей реальный вид. Парни много работают с документами, стараются ездить по музеям, фотографировать технику. Делятся опытом, как маленькую модельку сделать точной копией...
Клеить модели – это не просто хобби. Это целая наука, тесно связанная с историей. К примеру, наш герой, аспирант исторического факультета, может часами рассказывать о той или иной «единице вооружения».
- Мы бы очень хотели, чтобы в Томске был детский кружок стендового моделизма. Это занятие интересное, да и времени на глупости не остается ребятишкам. И историю таким образом изучать гораздо увлекательнее...
Но пока у моделистов есть лишь маленькое помещение в краеведческом музее, где каждое воскресенье проходит «сбор». А еще большая мечта, что когда-нибудь и в Томске будут проходить слеты, не только Сибири, но и международные...