Mail.ru купили африканцы

24 Января 2007
Mail.ru купили африканцы

Южноафриканский медиахолдинг Naspers Limited вчера объявил о покупке 30% интернет-портала Mail.ru за $165 млн.

Участники рынка считают, что для Naspers пакет акций одного из крупнейших интернет-порталов – самый удачный входной билет на российский медиарынок, выйти на который южноафриканцы пытаются более года. В то же время эксперты отмечают, что наибольшее значение эта сделка будет иметь для глобальных интернет-порталов: после нее они потеряли возможность занять существенные позиции на российском интернет-рынке по крайней мере в ближайшие три-пять лет, пишет "Коммерсант".

Акции были куплены у двух собственников Mail.ru – российской компании Digital Sky Technologies (владела контрольным пакетом Mail.ru, объединяет российских владельцев акций, в том числе и менеджеров портала) и американского инвестиционного фонда Tiger Global Management. После сделки они остаются миноритарными акционерами компании. Организатором сделки со стороны Mail.ru выступал банк "Ренессанс Капитал".

По словам гендиректора Mail.ru Дмитрия Гришина, главная ценность такого инвестора, как Naspers, для его компании – это возможность обмена опытом с принадлежащими холдингу компаниями по всему миру, среди которых крупнейшие игроки азиатского интернет-рынка, такие как Tencent (владелец самого популярного в Китае инстант-мессенджера QQ) и др. Исполнительный директор Naspers по международному бизнесу в сфере интернета Энтони Рукс в официальном сообщении компании признается, что находит особенно замечательным "превосходное качество специалистов по программному обеспечению, которое обеспечивает российская система образования".

Naspers работает в основном в Африке, однако также владеет активами в Европе, Азии и Северной Америке. Компании принадлежит крупнейший информационный онлайн-портал в ЮАР News24. В 2005 году продажи Naspers составили $2,24 млрд, чистая прибыль – $417,8 млн.

Mail.ru – провайдер интернет и коммуникационных услуг для русскоязычного населения во всем мире. В настоящее время у Mail.ru есть 24 млн посетителей ежемесячно и около 2 млрд просмотров страниц. По данным консолидированной финансовой отчетности Mail.Ru за 2005 год, составленной в соответствии с US GAAP, объем выручки – $17,3 млн, EBITDA – $5,3 млн (рентабельность – 30,6%), чистая прибыль – $3,1 млн (рентабельность – 17,9%).

Участники рынка отмечают, что Naspers более года пытается выйти на российский медиарынок. В прошлом году они сделали попытку приобрести ИД "СК-Пресс", однако отказались от этой идеи. Сейчас они ведут переговоры с УК "Промсвязькапитал" о приобретении 25% в ИД "Аргументы и факты". "Mail.ru – это один из самых ценных активов не только в рунете, но и на всем российском медиарынке",– уверен директор по медиаизмерениям TNS Gallup Media Руслан Тагиев. При этом источник в "Промсвязькапитале" вчера сообщил, что сделка с Mail.ru никак не повлияет на планы Naspers в отношении "АиФ".

Это уже вторая сделка подобного масштаба на российском интернет-рынке за последние несколько месяцев. Осенью 2006 года холдинг "Проф-медиа" приобрел контрольный пакет интернет-портала Rambler, 100% которого были оценены в $500 млн (см. Ъ от 1 ноября 2006 года). Параллельно с этим активно идут сделки и с менее значимыми активами рунета: в декабре ИД "Коммерсантъ" приобрел крупнейший российский новостной портал – gazeta.ru, активно скупают интернет-сайты холдинг РБК и даже небольшие издательские дома (Entertime, "B2B-Медиа").

Главной причиной постоянно растущего интереса стратегических и портфельных инвесторов к интернет-активам эксперты называют стремительный рост интернет-рынка: по оценкам ROMIR-Monitoring, аудитория рунета растет на 30% в год, темпы роста затрат рекламодателей в интернете в 2006 году ZenithOptimedia оценила в 80% – до $108 млн без учета контекстной рекламы.

Участники рынка отмечают, что покупка крупного миноритарного пакета Mail.ru южноафриканским холдингом на российском интернет-рынке в целом не скажется. "Крупные российские интернет-порталы уже достаточно большие, имеют сложившуюся аудиторию, и покупка доли в них стратегическим инвестором на сам рынок не повлияет никак,– уверен пресс-секретарь "Яндекса" Михаил Ушаков.– Однако для рунета сделка хороша появлением еще одной объективной оценки стоимости работающих на этом рынке компаний, а это способствует более прозрачному ценообразованию, улучшая инвестиционный климат".

При этом многие эксперты медиарынка удивлены сделанной оценкой Mail.ru. "Я был уверен, что он стоит в полтора-два раза дороже",– говорит глава агентства интернет-рекламы Adwatch Лев Глейзер. Примерно также оценивает компанию Руслан Тагиев.

Самое большое значение сделка между Naspers и Mail.ru имеет для глобальных интернет-игроков, полагают эксперты. Лев Глейзер полагает, что после нее такие компании, как Google, Yahoo, Microsoft (владеет порталом MSN), потеряли возможность простым путем занять существенные позиции на российском интернет-рынке по крайней мере в ближайшие три-пять лет.

Приобретение стратегическим инвестором пакета в Mail.ru с учетом того, что Rambler уже куплен "Проф-медиа", существенно сузило возможность ведущих интернет-игроков",– соглашается управляющий директор "Ренессанс Капитал" Дмитрий Крюков.

Он, как и господин Глейзер, уверен, что создать любой крупный интернет-бизнес без значимой стартовой площадки будет крайне сложно: "Это подтверждает опыт Китая и других развивающихся рынков, на которых преобладают локальные компании".

Глава РБК Юрий Ровенский добавляет, что у такой нерасторопности глобальных интернет-порталов есть объективные причины. "Стоимость контроля в российских компаниях гораздо выше аналогичных предложений в других странах,– говорит он.– Именно этим объясняется, что мировые интернет-лидеры не оценили должным образом российские проекты на фоне других привлекательных предложений".

В Google и Yahoo от каких-либо комментариев отказались. А директор по маркетингу группы онлайновых сервисов Microsoft Всеволод Леонов сказал, что на потенциал и планы его компании на российском рынке эта сделка никак не повлияет.

Источник:TOPNEWS
Наверх