Лувр обвинили в некачественной реставрации картины да Винчи
Два ведущих французских эксперта в области живописи обвинили Лувр в некачественной реставрации картины Леонардо да Винчи "Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом" (1510).
Как пишет The Guardian, оба специалиста считают, что картину слишком высветлили и теперь степень ее яркости не соответствует замыслу автора.
Против проведенной реставрации выступили Сеголен Бергеон Лангль (Segolene Bergeon Langle), которая отвечала за реставрационную деятельность всех государственных музеев Франции, а также Жан-Пьер Кюзан (Jean-Pierre Cuzin), бывший главный хранитель отдела живописи Лувра. В знак протеста оба вышли из международного комитета по реставрации Лувра.
Лангль подтвердила изданию, что покинула комитет, однако о причинах говорить отказалась, заявив, что расскажет о них только директору Лувра Анри Луарету (Henri Loyrette). В Лувре их увольнение комментировать отказались.
По мнению Лангль и Кюзан, во время реставрации не проводились необходимые тесты, которые бы показали, что используются слишком сильные растворители.
Против их использования в самом начале выступала Лангль, однако британские реставраторы из лондонской Национальной галереи были уверены, что материалы не повредят авторскую манеру живописи Леонардо. В настоящий момент часть экспертов из комитета, куда входят около 20 человек, считает, что реставрация завершилась приемлемо. В самом Лувре уверяют, что это была одна из наиболее обсуждаемых и спланированных реставраций.
Между тем издание сообщает, что 17 лет назад также планировалось проведение реставрационных работ картины Леонардо, однако впоследствии от этой идеи отказались, опасаясь, что будет испорчена техника сфумато.
Британская школа реставрации часто критикуется за то, что снимает слишком много лака и верхнего слоя краски с картины, что приводит к искажению авторского замысла. Между тем британские ученые уверены, что их работа позволяет увидеть картину в том виде, в котором она была написана, поскольку со временем пигменты темнеют. Русская школа реставрации придерживается принципиально иной точки зрения и не трогает верхние слои картины.