Лицензии Ростехнадзора проблем роста промышленного производства не решат

24 Января 2012
Лицензии Ростехнадзора проблем роста промышленного производства не решат

Развивать промышленность в России почти настолько же тяжело, насколько и необходимо. Что перевесит, решают уже временные и часто ситуативные факторы, но тем не менее, какой-то прогресс есть. После того, как прогнозы с «золотой эрой газа» провалились очень уж однозначно, стало ясно: упущенное от продажи энергоносителей придется компенсировать наращиванием промышленного потенциала. И здесь как раз платформа есть, которую не выбил даже кризис: сфера промышленной безопасности постоянно совершенствуется, разрешение на применение оборудование сегодня стало (спасибо функционирующим саморегулируемым организациям) более доступным, а количество посредников, предлагающих весьма приемлемые условия сотрудничества, возросло.

Говорить, что данных новшеств достаточно хотя бы для устранения проблем в промышленности России с точи зрения развития – это значит перейти к лицемерию. На самом деле есть и те проблемы, о которых не принято публично говорить, но которые больно кусают производственные комплексы. В первую очередь речь идет о тех каналах, по которым у чиновников есть возможность иметь свой процент на контрабандных поставках. Тогда лицензии Ростехнадзора для предприятия могут не решить тех проблем, которые с упорством будут продуцироваться на местах. Панацеи быть здесь не может, но хотелось бы услышать в первую очередь от профильных СРО рамки решений, в которых можно к проблеме вернуться.

Пока промышленность не будет выгодна всем типам контролирующих органов, решить с ней все проблемы не удастся. Промышленная безопасность не перестает оставаться таким себе бичом против нерадивых предприятий не столько потому, что нормы можно перекручивать, сколько из-за существующих брешей в отношении к предписаниям самой безопасности. С этой точки зрения есть и свои плюсы, когда чиновники, даже пользуясь положением, «жмут» нарушителей. Беда не в этом, беда в том, что такие же нарушения по прежнему могут сохраняться и подрывать работоспособность системы. И слепо винить Ростехнадзор специалисты не будут: этот орган уже попросту заложник требований с проверками, когда равномерную и достаточно полную проверку все равно не удается провести теоретически – слишком всех много. И именно отсюда – засилье проблем.

В сфере пожарной безопасности было около 50 000 лицензий всего за несколько лет. Проверить их Ростехнадзор уже бы не смог, а ведь новые лицензия выдавались новым предприятиям. Система СРО вопрос решила. Другие вопросы остаются – везде СРО не получается организовать в силу специфики деятельности организаций. И здесь мы возвращаемся к начальному вопросы промышленного сектора России: развивать все равно надо и то, что количество требуемых проверок становится больше способности проверяющих структур – не повод идти по пути отказа от новых мощностей промышленности. Нужны новые юридические механизмы и технические решения. И пора начинать активировать государству именно эту тему, если вопрос производства никто не собирается снимать с повестки дня.

Наверх