Кто разрубит северный узел?

03 Марта 2006
Кто разрубит северный узел?

Стрежевчане пробивают себе «дорогу жизни».

Это обращение жителей Стрежевого и Александровского района, стало, по всей видимости, кульминационным моментом в затянувшейся борьбе жителей северных территорий Томской области за дарованное им Конституцией РФ право на свободу передвижения. Борьбе пока, увы, безрезультатной. Хотя от ее исхода зависит жизнеобеспечение и безопасность проживания почти 60 тысяч человек населения северных территорий региона, обеспечивающих основные финансовые поступления в бюджет Томской области.

Томская легенда

Отдаленность как Стрежевого, так и населенных пунктов Александровского района от областного центра и их затрудненная транспортная доступность уже стали легендой. Как известно, к северу области не существует постоянно действующей автомобильной дороги и тем более железнодорожных сообщений. По земле до города нефтяников можно добраться лишь окольными путями, на перекладных - через территорию Тюменской области. Водные пути открыты, естественно, только в период навигации: с конца мая до начала октября.

Наиболее стабильным и надежным способом выбраться на «большую землю» для стрежевчан и александровцев на протяжении многих лет остается воздушный транспорт, но растущие не по дням, а по часам тарифы на авиаперевозки больно бьют по карманам северян.

Шутка ли: один авиабилет в Томск стоит 4 тысячи рублей! А если, допустим, в дорогу отправляется семья из четырех человек? А если Томск – лишь перевалочный пункт путешествия? Ведь из аэропорта Стрежевого дальние рейсы не выполняются уже более 15 лет. Таким образом, сумма «на дорожку» увеличивается кратно.

Естественно, северянам приходится искать другие пути. И альтернативой в итоге стал город Нижневартовск, который хоть и числится в другом регионе и даже в другом федеральном округе, является ближайшим соседом Стрежевого – до него около 70 километров.

В Нижневартовске есть и аэропорт, выполняющий даже международные рейсы, и железнодорожная станция, и выход на федеральную автотрассу. Вот только путь ко всей этой свободе транспортного выбора преграждает река Вах, постоянно действующего моста через которую не существует до сих пор. На другой берег стрежевчане и александровцы переправляются летом на баржах, зимой – с помощью зимней понтонной переправы.

Именно эта переправа и стала ключевым моментом всей истории, а результатом ее - обращение северян к президенту России. Дело в том, что расположена она на территории Нижневартовского района, и уже много лет на ней полноправно хозяйничает нижневартовская коммерческая организация ЗАО «Союз офицеров», которая полностью определяет не только сам ход работы переправы, но и, естественно, тарифную политику.
В результате заложником воли небольшой группы людей стал район с населением в 60 тысяч человек. Ведь злосчастная переправа встает на пути не только отпускников и командированных, но и грузов, среди которых не последнее место занимают товары первой необходимости. Специалисты подсчитали, что дополнительные транспортные расходы прибавляют к стоимости продаваемых в Стрежевом товаров до 10 процентов.

Отсутствие постоянного транспортного сообщения причиняет не только финансовый ущерб стрежевчанам и александровцам, но и много других неудобств. Водители, отправляющиеся на своем транспорте в Нижневартовск, заранее с тоской представляют долгое ожидание своей очереди на переправу. Свою лепту в долю неудобств вносит и природа: весной и осенью, во время начала навигации и ее окончания по понятным причинам работа переправы вовсе прекращается. Да и в летнее время случалось, что люди, отправившиеся в дорогу, опаздывали на самолеты и поезда из-за того, что переправа по причине неблагоприятных погодных условий не работала.

Пишите письма

После досконального изучения проблемы становится ясно, что у вопроса транспортной доступности северных территорий Томской области в этом году своеобразный 20-летний юбилей. Согласно поднятым архивным документам именно в далеком 1986-м был разработан проект мостового перехода через реку Вах и даже определен срок окончания его строительства – 1990 год. Но грянули так называемые реформы, и весь проект остался только на бумаге.

С тех пор «паромная» проблема поднималась не раз томскими политиками различного уровня с завидной регулярностью – в основном в период выборов. Не составил исключение и прошлый год.

Именно в сентябре 2005 года кандидаты на пост мэра Стрежевого обвинили действующего главу города Алексея Трошина и стрежевскую власть в том, что не был построен мост через реку Вах. Соперники в борьбе за мэрское кресло явно слукавили, так как именно Трошин впервые вплотную занялся вопросом обеспечения бесперебойного транспортного сообщения Стрежевого с Нижневартовском при активной поддержке депутата Государственной думы Российской Федерации Владимира Жидких.

После убедительной победы на выборах мэра города Алексей Трошин заявил эту проблему в числе трех приоритетных для решения в ближайшее время - наравне с переселением из ветхого жилья и здоровьем населения. Первые шаги на пути к достижению цели были сделаны еще почти год назад. Тогда еще представлялось возможным решить проблему на местном уровне. Глава Стрежевого несколько раз встречался с главой Нижневартовского района Виктором Пичуговым по вопросу обеспечения надежного транспортного сообщения между Стрежевым и Нижневартовском. Результатом этого диалога стал заключенный в августе 2005 года договор о сотрудничестве, согласно которому соседи стрежевчан брали на себя обязательство всемерно содействовать в организации удобного для населения транспортного сообщения через реку Вах.
В частности, была достигнута договоренность о том, что с начала октября перевозка через реку для населения станет бесплатной, а вскоре появится и наплавной мост. Однако все ограничилось понижением стоимости проезда для легкового транспорта с 80 рублей до 50. Впоследствии выяснилось, что этот шаг навстречу оказался первым и последним.

Дальнейшие настойчивые попытки властей Стрежевого и Томской области добиться от соседей ощутимого содействия оказались бесплодными. Ни письмо Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, инициированное Алексеем Трошиным, к правительству России, ни письмо губернатора Томской области Виктора Кресса к министру транспорта РФ Игорю Левитину, ни многие другие обращения не принесли никаких результатов, кроме вежливых отписок. Мало того: даже подготовленный собственными силами города и градообразующего предприятия ОАО «Томскнефть» ВНК дорогостоящий проект наплавного моста был, что называется, «зарублен» чиновниками ХМАО по причине якобы интенсивного судоходства на реке Вах в месте предполагаемого размещения моста.

300 метров за 40 лет

Можно долго рассуждать, кто виноват в том, что Стрежевой оказался обреченным на транспортную недоступность и оторванность от «большой земли». В любом случае ясно, что ситуация, в которой оказался нефтяной город, мягко говоря, ненормальна.

– Сегодня для жителей северных территорий Томской области промысловая дорога Стрежевой - Нижневартовск стала настоящей «дорогой жизни», – считает мэр Стрежевого Алексей Трошин. – Вопрос транспортной доступности приобрел стратегическое значение. Беда в том, что, решая эту проблему, мы стали заложниками межсубъектных отношений. Комплексный подход, на который делалась ставка, а мы опирались на согласованные действия исполнительных органов власти Томской области и Ханты-Мансийского автономного округа, просто не срабатывает.

А ведь для того, чтобы разрубить этот северный узел, достаточно сделать не так уж много. Во-первых, придать промысловой дороге Стрежевой - Нижневартовск статус федеральной дороги общего пользования, имеющей важнейшее межрегиональное значение. Во-вторых, в качестве временного варианта установить муниципальный понтонный мост, проезд через который для населения будет бесплатным.

Сегодня муниципальные власти города Стрежевого готовы самостоятельно установить понтонный мост. Уже определены схемы финансирования этого важного для севера Томской области проекта. Получено согласие компаний, готовых выполнять работы по установке и дальнейшей эксплуатации понтонного моста. Однако в ответ идет жесткий отпор из чиновничьих кабинетов, действующих в интересах не населения, а своего кармана. Ведь появление моста с бесплатным проездом для населения невыгодно не только владельцам вахской переправы, но и их покровителям.

По расчетам специалистов, содержание понтонного наплавного моста обойдется в 46 млн. рублей в год. Для сравнения: годовой оборот «хозяина» переправы, коммерческой фирмы ЗАО «Союз офицеров», по сведениям из различных источников, составляет в настоящее время ... 140 – 150 млн. рублей.

Словом, как это часто бывает, финансовая выгода частной структуры оказалась весомее интересов населения. И хуже всего то, что местная власть, пытаясь решить проблемы жителей, остается с этими проблемами один на один. Потому что для людей, от которых зависит решение жизненно важного для северян вопроса, Стрежевой и Александровский район – всего лишь крохотные точки на карте, а жители этих населенных пунктов – просто абстрактное число в 60 тысяч. И никто не хочет напрягать воображение, чтобы из этой безликой массы выделить конкретного человека – пенсионера, врача, учителя, предпринимателя, нефтяника, которому лишь только для того, чтобы попасть в аэропорт или на железнодорожный вокзал, зачастую приходится преодолеть массу сложностей.

Сегодня у северян остается надежда лишь на политическую волю представителей высших эшелонов власти. И на то, что к голосу общественности «наверху» прислушаются более внимательно. Представители городских общественных объединений в данный момент ведут активную работу по сбору подписей для того, чтобы обращение стрежевчан и александровцев приобрело максимальный вес в глазах сильных мира сего. Жители города и района свои подписи ставят охотно, похоже, искренне считая, что их голоса, слившись в единый хор, способны привлечь внимание властей предержащих к затерянному среди болот и озер нефтяному городку, который, отдавая в федеральный и региональный бюджеты около 98 процентов своих налоговых поступлений, сам при этом оказался по различным причинам оторванным от «большой земли». Оправдаются ли надежды северян? Искренне хочется в это верить. Но пока ясно лишь одно: затягивание решения проблемы транспортной доступности может привести к серьезному усложнению социально-экономической ситуации северных территорий Томской области, что непременно отразится и на всем регионе.

Наверх