Кто проверит власть?
К 100-летию парламентаризма в России
«Если общество уделяет внимание датам, которыми можно гордиться, значит, в своем развитии оно способно ориентироваться на лучший опыт прошлого».
Сергей Никитенко.
20 февраля 1906 г. в России были опубликованы закон о Государственном совете и Государственной думе. Законом к компетенции Думы стали относиться государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и отчет по исполнению росписи. При этом порядок рассмотрения росписи получил официальное оформление в законодательных актах. Первое место в указанных актах занимали "Правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов, а равно о производстве из казны расходов, росписью непредусмотренных".
http://www.ach.gov.ru/about/history/0617.php
Учет и контроль
Необходимость в альтернативных источниках информации для депутатов и общества, специальных знаниях и навыках контроля за расходованием бюджетных средств и использованием областной собственности обусловили создание в 2002 году специального органа – Контрольной палаты Государственной думы Томской области. А собственно закон о палате был принят депутатами II созыва в 2000 году. Это было историческое для области событие: законодатели понимали, что предпринимают важный шаг в выстраивании качественно новых отношений власти и общества, отношений, свойственных только развитому гражданскому обществу.
В Москве 24 марта на Всероссийском совещании по проблемам финансового контроля Сергей Степашин, председатель Счетной палаты РФ, отмечал: «На современном этапе новейшей истории в стране завершилось формирование трех составляющих системы финансового контроля: президентский - во главе с Контрольным управлением; внутренний - во главе с Министерством финансов и внешний, который от лица представительной власти осуществляет Счетная палата России и контрольно-счетные органы субъектов Федерации». Но для некоторых граждан все контрольные органы - на «одно лицо». Людям порой сложно разобраться, чем, например, контролеры Минфина отличаются от тех же лиц контрольно-счетных палат. Даже люди, искушенные в политике и вопросах управления, сомневаются в целесообразности этих институтов. Причина таких заблуждений в том, что в России, как известно, недемократическом государстве, контроль всегда использовался как основной институт авторитарного управления, наделенного карательными функциями. Позволю себе напомнить, что демократическое общество обязано САМО заботиться о том, чтобы исключить перерождение власти в автократию, возможность возвращения тоталитарного режима. Главное средство против такого перерождения власти - принцип разделения властей. Контроль со стороны государства за общественными институтами и отдельными аспектами жизни его граждан обязательно должен дополняться независимым контролем за действиями самого государства со стороны парламента, гражданского общества. Отсутствие либо ослабление такого контроля – свидетельство деградации и свертывания демократической власти.
Подчеркну особо: органы финансового контроля исполнительной и представительной ветвей власти решают не совсем одинаковые задачи. На Контрольную палату депутатами возложены, помимо ревизионных функций, и вопросы государственного аудита – деятельности, направленной на представление независимой объективной картины экономических и социальных явлений. Специалисты палаты проводят экспертизу экономических и финансовых результатов, достигаемых в ходе исполнения областного бюджета, оценивают прогнозы социально-экономического развития области.
На страже бюджета
Государственный бюджет на любом уровне вначале утверждается политиками, затем исполняется чиновниками и лишь после этого проверяется аудиторами и контролерами. Ошибки находят после того, как они уже оказали вредоносное действие на экономику. Предварительная оценка нашими специалистами документов, которые вносятся в областной парламент, позволяет еще на законотворческом этапе предотвращать те или иные нарушения: в областных целевых программах, государственных инвестициях (госкапвложениях), программах приватизации областной собственности.
Контрольная палата создана в феврале 2002-го, но считаю, что в весьма сжатые сроки удалось решить многие организационные, кадровые и методологические вопросы, позволившие уже в июне того же года приступить к полноценной работе. Истекшие четыре года – это более 80 тематических контрольных мероприятий, которыми было охвачено 173 объекта. Выявлено 376 млн. рублей незаконно или неэффективно использованных бюджетных средств. По итогам проверок главным распорядителям средств областного бюджета, иным участникам бюджетного процесса направлено 67 представлений, более 20 предписаний для устранения нарушений и привлечения виновных к ответственности; в бюджет области возвращено более 36 млн. рублей.
Для эффективности реагирования на нарушения и их устранения в 2005 году подписано Положение о взаимодействии Контрольной палаты и Прокуратуры Томской области. Акты и другие материалы проверок, в которых нарушения имеют признаки состава преступлений, передаются в правоохранительные органы для расследования и возбуждения уголовных дел. Такие последствия имели, например, проверки использования бюджетных средств на программу установки теплосчетчиков в г. Томске; на расселение сносимых домов под реконструкцию пр. Комсомольского; на строительство объектов водоснабжения пос. Психбольница в г. Томске и другие. Взаимодействуем с территориальным Управлением федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области, контрольно-ревизионным комитетом департамента финансов областной администрации, комиссией по борьбе с коррупцией при главе администрации (губернаторе) Томской области. Хочу особо подчеркнуть: при всей важности выявления финансовых злоупотреблений и соблюдения принципа неотвратимости наказаний эта деятельность не является самоцелью. Для нас главное – создать условия, при которых исключаются нарушения любые финансовой дисциплины.
Аудит – орудие цивилизации
В прошлом году палата направила в профильные комитеты областного парламента 22 заключения на законопроекты, затрагивающие вопросы формирования и расходования средств бюджета, бюджета ТТФОМС, использования областной собственности. При оценке обоснованности проектов областного и консолидированного бюджетов мы тесно сотрудничаем с депутатами бюджетно-финансового комитета Думы, департаментом экономики, департаментом финансов администрации области. В каждом отчете, направленном в областной парламент по итогам проверок, палата дает предложения по устранению причин нарушений.
Регулярно информируем общественность об итогах контрольных мероприятий, их последствиях, принятых мерах. С 2004 года издается ежеквартальный информационный бюллетень, на web-сайте Контрольной палаты и в СМИ публикуются материалы о проверках, о деятельности палаты. Годовые планы работы палаты и подробные отчеты их исполнения гласно обсуждаются и утверждаются на собраниях Думы и затем публикуются. По степени информационной открытости палата прочно лидирует среди органов, занимающихся вопросами контроля и финансового надзора в Томской области.
Конечно, становление системы парламентского контроля требует определенных финансовых затрат. Но куда важнее политическая культура и твердая гражданская позиция не только депутатского корпуса, но и руководителей исполнительной власти: деятельность самостоятельного контрольного органа, подотчетного парламенту, создает для них дополнительные политические и психологические сложности. Но без развития этого института не может быть и развития общества. Сергей Степашин в упомянутом мною выступлении приходит к выводу, что «аудит власти со стороны людей – это и есть гражданское общество, становление которого было бы все же немыслимо без минувших потрясений». Хочу добавить, что именно аудит такого свойства убережет нас от повторения в наступившем столетии ошибок века минувшего.
Опыт работы Контрольной палаты областной думы, Счетной палаты г. Томска – свидетельство того, что в Томской области власть стремится содействовать развитию этих институтов, не ограничивая их ревизионными обязанностями, но активно привлекая к выработке решений вопросов государственной важности.
Сергей Никитенко,
председатель Контрольной палаты Государственной думы Томской области, депутат Государственной думы Томской области II созыва.