Кремль опроверг слухи о создании Россией "газового ОПЕК"
Россия опровергла намерение создать газовый суперкартель наподобие ОПЕК, в наличие которого Москву подозревает разосланный на прошлой неделе членам НАТО конфиденциальный доклад. По мнению экспертов альянса, подключив к картелю Алжир, Катар, Ливию, страны Средней Азии и, возможно, Иран, Россия сможет с помощью этого «газового ОПЕК» диктовать свою волю всему миру, в особенности - своим непосредственным соседям.
Как заявил Financial Times заместитель пресс-секретаря Кремля Дмитрий Песков, данные обвинения являются абсолютно бессодержательными: «авторы такой идеи просто не понимают нашего основного тезиса об энергетической безопасности, который состоит в том, что нам выгодна взаимозависимость поставщиков и потребителей газа».
«Только сумасшедший может подумать, что мы станем шантажировать газом Европу, поскольку мы в той же степени зависим от европейских покупателей» (как они от нас), - заявил Песков, которого иногда называют «пресс-секретарем по энергетической тематике».
По мнению опрошенных FT руководителей, главная опасность в том, что Россия, испытывающая, по некоторым данным, недостаток добычи газа из-за недостаточных инвестиций в геологоразведку и оборудование новых месторождений, сможет убедить Алжир в необходимости снижения его собственных инвестиций, чтобы оставить цены на газ на относительно высоком уровне после падения цен на нефть.
Речь идет, в первую очередь, об иностранных инвестициях, для которых Россия не хочет открываться, подписывая Энергетическую хартию: своих денег у «Газпрома» не так много. Алжир также недавно изменил законодательство, потребовав 51%-ную долю государственной газовой компании во всех нефтегазовых предприятиях. Вместе Россия и Алжир поставляют в Европу 34% газа.
Участие в возможном картеле Катара, Норвегии и Нигерии аналитики считают маловероятным.
Одновременно The Independent отмечает, что для восполнения недостатков добычи в сравнении с контрактными обязательствами России потребуется инвестировать в газовую отрасль до $600 миллиардов в ближайшие четыре года. В связи с этим, желанный статус «мировой энергетической сверхдержавы» России оказывается под сомнение, отмечает газета.