Контрольная работа
20 сентября состоялась коллегия Управления среднего профессионального и начального профессионального образования Томской области, в работе которой приняли участие руководители учебных заведений, приехавшие со всего региона. Разговор происходил остро, поскольку обсуждались не только достоинства образовательных учреждений, но и недостатки в их работе, выявленные в ходе ряда мониторингов. Впрочем, надо понимать: определение «узких мест» в профобразовании – не «камень» в чей-то «огород», а необходимость, поскольку без этого невозможно реформирование системы. Ради главной цели - подготовки выпускников, востребованных на рынке труда.
Учеба на примере
Коллегия проходила на базе Агротехнического профессионального лицея №7 в селе Мельникове, и не случайно: тут есть чему поучиться. Как пояснил возглавивший работу коллегии начальник Управления среднего профессионального и начального профессионального образования Владимир Шендель, «подготовка к учебному году и организация учебного процесса здесь находятся на должном уровне».
Начальник Управления Владимир Шендель (справа) убежден, что у учебных заведений достаточно ресурсов, чтобы меняться к лучшему.
Более подробно о работе лицея рассказал в своем докладе директор Андрей Свистунов. Как следовало из выступления, главное, чего удалось добиться коллективу учебного заведения на текущий момент, - это успешное привлечение выпускников школ. В этом году вместо плана увеличить число обучающихся на 150 человек, лицей «добрал» по факту 200. Что интересно, подавляющее большинство ребят иногородние - из разных сел Томской области, и даже с Алтая, из Красноярска, Кемерова, Томска. Повышение интереса вчерашних школьников к обучению сельскохозяйственным специальностям в шегарском лицее – результат системной работы местных педагогов.
- Мы постоянно занимаемся профориентацией, - поделился опытом Андрей Свистунов. - Сами выезжаем в школы и приглашаем их к себе, знакомя с условиями для учебы и проживания. Более того, мы приблизили процесс обучения к месту проживания обучающихся. Если раньше у нас был только один филиал - в селе Нелюбине, то с этого учебного году мы открыли еще два – в Кафтанчикове и Богашеве. Часть групп обучается по хоздоговорам - в рамках социального партнерства с предприятиями.
Важно, что АПЛ-7 готовит не только своих ребят, но и помогает коллегам в ходе так называемого «сетевого взаимодействия», то есть обучая на своей базе предвыпускников других профильных учебных заведений. Коллеги идут на это, поскольку материально-техническая база шегарского лицея, имеющего статус Ресурсного центра, по направлениям подготовки одна из лучших в Томской области, а значит, молодежь получает возможность осваивать здесь новую технику под руководством опытных мастеров.
В лицее очень ответственно относятся к организации учебного процесса. Об этом в своем докладе рассказала заместитель директора АПЛ-7 Наталья Шараева. Она подчеркнула, что тут самое важное - работа по информационно-методическому и кадровому обеспечению. К новому учебному году в лицее были своевременно переработаны все программы дисциплин с учетом перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Все большее внимание уделяется повышению квалификации педагогов, в том числе внутрилицейское на базе собственного медиацентра, оснащение которого позволяет коллективу осваивать новые преподавательские техники без отрыва от рабочего процесса. Разработан электронный учебник. То есть делается все возможное, чтобы усвоение учебного материала было наиболее удобным и эффективным.
Главное - практика
Привлечение школьников, мотивированных на получение профессии, а не просто на то, чтобы «пересидеть» до армии или замужества, - одна из основных задач, которые стоят сегодня перед системой среднего и начального профессионального образования. А привлечь таких школьников может только одно - если они будут уверены, что их обучение будет проводиться на современном уровне и в итоге они получат специальность, востребованную работодателем.
Эти вопросы обсуждали участники коллегии во время экскурсии по территории Агротехнического профессионального лицея №7. Заметно, что учебное заведение основательно работает над тем, чтобы подготовка обучающихся отвечала требованиям времени. В аудиториях имеются интерактивные доски, новые наглядные материалы, в лабораториях - современное оборудование. Особое впечатление производит лаборатория по ремонту автотранспорта, где ребята не только учатся работать, но и вместе с мастерами оказывают коммерческие услуги по ремонту транспорта. Эффективную практику в лицее также обеспечивают учебное хозяйство (где выращиваются овощи, зерновые и картофель), деревообрабатывающий цех и другие объекты.
Директор АПЛ-7 Андрей Свистунов с гордостью продемонстрировал современную «лицейскую» лабораторию по ремонту автомобилей.
В улучшение условий обучения и проживания лицей вкладывает немалые средства. В текущем году на капитальный ремонт помещений и приобретение оборудования было направлено 2 миллиона 245 тысяч рублей, из них 650 тысяч - внебюджетные. Наглядно среди сделанных работ участники коллегии смогли оценить капитальный ремонт шести комнат в общежитии. Что называется «под ключ», включая приобретение мебели. Владимир Шендель поддержал инициативу, обещав на 2012 год выделить АПЛ-7 500 тысяч рублей на продолжение ремонта общежития.
- А другим учебным заведениям? - задали вопрос директора.
Начальник Управления пояснил, что и другие получат поддержку, если так же серьезно отнесутся к вопросу ремонта.
- В 2012 году мы объявим конкурс на лучшее общежитие, оценим, кто и как вложил ресурсы в обновление, - сказал Владимир Шендель. - Премиальный фонд составит 1 миллион рублей.
Проблемы в планировании
Вернувшись с экскурсии в зал, коллегия перешла к рассмотрению проблемных вопросов. Первой взяла слово начальник отдела учебных заведений Марина Тихонович. Она рассказала об итогах мониторинга деятельности учебных заведений, который проводился посредством проверки документации, а также выездной работы. Отметив в целом хорошую подготовку учреждений к учебному году в сфере проведения ремонта и создания условия для обучения, питания и проживания обучающихся, специалист отметила, что в других сферах не все так благополучно. Так, ряд учебных заведений не уделяет должного внимания разработке своих программ развития, которые должны определять стратегию развития учреждений с учетом стратегии развития страны и региона.
- Серьезно стоит вопрос качества аналитико-прогностической документации, - подчеркнула Марина Тихонович.- Зачастую учреждениями не прописаны проблемы, а если этого нет - нельзя определить и пути решения.
Вызвало нарекание и качество плановой документации, где у ряда учебных заведений отсутствуют такие важные разделы, как работа в соответствии с новыми образовательными стандартами, повышение имиджа учреждения, работа с социальными партнерами. В итоге выступления начальник отдела отметила следующее:
- Можно сделать вывод о неумении ряда руководителей анализировать и прогнозировать, а это основная управленческая функция. Также в ряде случаев приходится говорить о недостаточном уровне профессиональной компетенции педагогов и недостаточном уровне информационных технологий: не везде даже у руководителей есть компьютеры и Интернет.
Что же касается задачи на 2012 год, поставленной перед директорами, то она предельно конкретна - разработать механизмы прогнозирования, учитывая потребность региона в профессиональных кадрах
Ситуацию вовлечения учреждений начального и среднего профобразования в современную экономику осложняет то, что сегодня система переживает переход на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Они серьезно отличаются от прежних, к тому же механизм перехода недостаточно проработан. Перерабатывая учебные планы, учреждениям часто приходится работать методом проб и ошибок. Какую помощь они могут получить? Об этом в своем докладе рассказала директор Учебно-методического центра дополнительного профессионального образования Нина Лазарева. Прежде всего, речь идет о методической поддержке и повышении квалификации педагогов в свете того, что образовательные стандарты нового поколения предъявляет высокие требования к качеству подготовки качества выпускника.
- Сегодня нужен педагог другой формации, - пояснила Нина Филипповна. - Педагог должен уйти от позиции транслятора к позиции консультанта. Поэтому на первый план выходит формирование профессиональных компетенций преподавателей. Мы предлагаем помощь по проведению курсов повышения квалификации, а также начали организовывать web-семинары, когда учебные заведения могут получать услугу через удаленный доступ.
Общий итог коллегии подвел Владимир Шендель. Он отметил, что весь разговор, который был, не должен ограничиться только перечислением «проколов» тех или иных учебных заведений. Ситуация очень серьезна: сегодня и на федеральном и на областном уровнях власть говорит о том, что в системе среднего и начального профессионального образования неэффективно используются материально-технические ресурсы и не обеспечивается качественной подготовки выпускников. 2012 год - своеобразная контрольная точка, когда будет оценена эффективность реформирования системы. А пока, как отметил начальник областного Управления, «финансирование выделяется достойное, а в сфере эффективности еще много проблем». Поэтому речь идет о срочном и практическом изменении подходов учебных заведений к своей работе.