Коммунальный развод
Некоторые колпашевцы ждут в своих квартирах тепла не от жилищных организаций, а от весеннего солнца.
Днем они обуваются в меховые чуни и надевают домашние душегрейки. Перед сном прогревают постель электрогрелкой, «чтобы не отморозить почки». А ночью спят, укладывая ее в ноги. Если бы не обогреватели, пенсионеры Шмаковы, как и их соседи по дому, вероятно, закоченели бы окончательно. Из-за холода в квартире они давно не приглашают погостить своего пятилетнего внука, который раньше часто бывал у бабушки с дедушкой. Вениамин Андреевич подозрительно покашливает, а Галина Григорьевна «заработала» хронический бронхит.
С осени 2004 года «воюют» ветераны труда Шмаковы и их соседи с колпашевскими коммунальщиками и тепловиками. Отстаивают свое право на получение услуг, за которые добросовестно рассчитываются. Кипу ответов на свои заявления из районной и городской администраций, прокуратуры, районного отдела «Роспотребнадзора» хранят жильцы дома по переулку Клубному, 13/1, что в микрорайоне Матьянга, вместе с пачками квитков, проштампованных кассирами ООО «Тисто» и «ЖКО».
Обзавелись Шмаковы и справкой о санитарном состоянии квартиры, в которой написано, что углы в ней «покрыты черным налетом плесени и мокрые. В зале в углу стены снежный слой, обои пузырятся, отклеиваются от стены». В заключении, данном санитарной комиссией, отмечено, что «квартира не отвечает требованиям СанПиНа».
«Счастливые» новоселы
Пять лет назад вместе с другими работниками бывшего колпашевского авиапредприятия получили пенсионеры Шмаковы квартиру в новом доме, ставшем предпоследним в истории городского жилого строительства. Получили лишь стены, поскольку работу по отделке, установке сантехники и доведению здания до жилого состояния новоселам пришлось делать самим на собственные средства. Мастер на все руки Вениамин Шмаков для утепления жилья даже выставлял оконно-дверной блок в комнате, когда тот стал вываливаться. Он по-хозяйски застелил пол, утеплил балкон и окна. Супруги Шмаковы – не из тех, кто, бывает, жалуется на неудобства, ленясь рамы законопатить. Все, что могут, пенсионеры для комфортной жизни делают: и отсыревшие обои они меняли, и мебель переставляли, уберегая от сырости. Вместе с соседями выполняли и рекомендации тепловиков, которые однажды (об этом написано в письме в редакцию) «пришли и дали совет сливать побольше воды из батарей». Не помогло: «...только яму выгребную за день по два раза откачивали, что отразилось на нашем бюджете». Мерзнут и хворают пожилые люди, молодежь и инвалиды в доме N 13/1. Любимая роза хозяйки 20-й квартиры нынешней зимой не вынесла суровых условий – погибла.
Не повезло жильцам ни с домом, ни с коммунальщиками. И устно призывали они коммунальные службы исправить положение, и заявления подписывали. Только в суд пока не обращались, требуя возмещения расходов, которые не «покрываются» получаемыми услугами. От сырости и холода в доме распухли не только двери некоторых квартир, но и подъездов. Вениамин Шмаков в суд не идет принципиально. Говорит, что хочет не разборок, а вместе с женой, трудившейся всю жизнь, не жалея здоровья, надеется погреться на старости лет в благоустроенной квартире.
Выясняя причины холода в своем жилище, расспросил Вениамин Андреевич об этом знакомого строителя. Рассказал ему, что, мол, не все квартиры в доме такие неуютные. В некоторых было тепло даже в сильные морозы, а вот в их угловой температура сутками держалась рядом с отметкой 10 градусов. В ответ услышал он, что одной из причин может быть пустота стен. Строители, предположил знакомый, вероятно, «забыли» заполнить пространство между кирпичами утеплителем. Не стали обращать внимания на «мелкие» недоделки и те, кто принимал жилой объект к эксплуатации. Возможно, новостройка на Матьянге стала одним из сооружений, при возведении которых, как становится известно со временем, в качестве утеплителя использовался строительный мусор.
Поначалу дом N 13/1 был спроектирован как 2-этажный 2-секционный 16-квартирный. Однако впоследствии авиапредприятие, с разрешения районной власти, достроило третий этаж здания. О том, насколько качественно велись работы, теперь могут судить жильцы и специалисты, взявшие на себя обслуживание здания, принадлежащего муниципалитету. Кроме паспорта, никакой проектной документации по этому дому, как и подобных документов по другим сооружениям, они не получили. Один из коммунальщиков объяснил это так: «Документов нет, чтобы не видеть, что там натворили».
Заместитель директора ООО «Тисто» Александр Синев и инженер-теплотехник Михаил Кардов говорят так: «В доме неправильно сделана система отопления. Низкой температурой жильцы стали возмущаться после установки теплосчетчика. В декабре прошлого года мы провели сварочные работы снаружи здания, чтобы в него поступало больше тепла. Пока со стороны нашего предприятия сделано все возможное. Тепло мы даем от котельной до дома согласно температурному режиму. Теперь необходимо переделывать внутреннюю систему теплоснабжения. За эту работу отвечает ООО «ЖКО», и она – в планах на лето».
У Вениамина Шмакова есть свое мнение на этот счет: «Переделать систему нам обещали еще прошлым летом. Однако дело так и не сдвинулось с места».
Переписку продолжить!
Из официальной переписки жильцов дома N 13/1. В федеральную службу по защите прав потребителей и благополучию человека, в прокуратуру г. Колпашева: «...несмотря на неоднократные обращения в ООО «Тисто» и ООО «ЖКО», начиная с сентября 2004 г. температурное состояние в квартирах не улучшилось. Специалисты из данных предприятий замеряли температуру неоднократно и с улыбкой на устах, глядя на промерзшие окна и углы, уходили. Просим разобраться по данному вопросу».
Городской прокурор направил обращение главе районной администрации. В подписанном Владимиром Шафрыгиным ответе говорится: «Мероприятия по устранению недостатков специалистами ООО «Тисто» в ближайшее время будут произведены». Вторит обещаниям и администрация городского поселения. В письме за подписью его главы Юрия Зяблицева, полученном в декабре прошлого года хозяином квартиры N 6 Ю.С. Шкуренко, сказано: «В ближайшее время выявленные недостатки будут устранены при соответствующей наружной температуре». Какую именно температуру имеет в виду городское руководство, в ответе не уточняется. Заявление было отправлено соседями в самые лютые морозы. Когда пришли ответы, конца холодам не было видно. «Ближайшее время», по словам непосредственных исполнителей работ - тепловиков и коммунальщиков, настанет только летом. Выходит, граждан, мягко говоря, вводили в заблуждение. Понимая, что переписка чиновников по карману не бьет, они не стали сидеть сложа руки и обратились в другие инстанции, надеясь на службы, призванные воздействовать на недобросовестных коммунальщиков и бюрократов. Однако оказалось, что матьянговцы прошли еще не все этапы переписки по знакомым адресам.
Помощник городского прокурора Николай Фомченко корреспонденту «Томского вестника» объяснил, что жильцам стоит вновь обращаться в «Роспотребнадзор». Если же там не примут мер по отношению к тепловикам, тогда меры примет прокуратура по отношению к «Роспотребнадзору».
Начальник Колпашевского районного отдела территориального управления «Роспотребнадзора» по Томской области Людмила Бурдова отметила, что только за январь к ним поступило 45 жалоб по поводу низкой температуры в жилых, учебных, служебных помещениях города. По заявлениям жильцов дом N 13/1 сотрудники отдела обследовали дважды, дав заключение о квартире Шмаковых и их соседей по подъезду. Для вынесения предписаний теплоснабжающей организации двух жалоб недостаточно. Отдел должен получить заявления от 10-15 человек. Только после этого могут быть применены меры воздействия. Выражаются они, например, в том, что руководителей коммунальных предприятий штрафуют.
Ждите у моря погоды
В самом ООО «ЖКО», которое отвечает за тепло в доме N 13/1, на проблему смотрят с нескольких сторон. Директор предприятия Александр Абт отмечает, во-первых, что «ЖКО» работает на рынке коммунальных услуг только два года. Справиться с многочисленными бедами жильцов в домах, среди которых большинство требуют внимания, за такое короткое время в «ЖКО» просто не успели. Во-вторых, специалисты предприятия обследовали тепловую систему дома N 13/1. В прошлом году промыли батареи отопления (качеством работ жильцы, правда, до сих пор недовольны – ред.). А поскольку ООО «Тисто» необходимые ремонтные работы внешней системы отопления выполнило, «ЖКО» примется за ремонт летом. Деньги на него есть, и на них уже начали закупать необходимые материалы. Кстати, оба предприятия работают в одном здании, у них общие специалисты и финансовые координаты на квитанциях.
Отмечает руководитель ООО «ЖКО» также, что предприятие ввело открытую систему отчета перед жильцами каждого дома по использованию средств, поступающих в счет оплаты за техобслуживание. В начале года такая информация была развешена в подъездах. В любой момент, по словам Александра Абта, можно узнать о том, куда и на что тратятся деньги. Например, жители дома N 13/1, как следует из сведений, предоставленных нам экономистом предприятия, с начала года не доплатили почти 20,5 тысячи рублей. Они же в свою очередь резонно спрашивают: за что платить, если работы не видят? Может, отсюда и возникает взаимное непонимание? Жильцы утверждают, что коммунальщики с ними давно даже разговаривать не хотят, потому что надоели своими жалобами. Недружелюбно принял их в свое время и бывший начальник районного управления ЖКХ Юрий Иванов, продолжающий сегодня руководить коммунальным хозяйством в роли заместителя главы городского поселения.
Как не стать «лопухами»?
Известно, что отнюдь не всеобщий беспорядок в сфере ЖКХ влияет на решение конкретных бытовых вопросов. Можно сколько угодно уповать на будущие и настоящие реформы, чьи-то недоработки и при этом не выполнять конкретных служебных задач. Как и обязательств, взятых по отношению к жильцам, чьи дома волею судьбы и местных властей переходят из рук в руки от одного коммунального предприятия к другому. Исчезают те с горизонта, между прочим, как с деньгами плательщиков, так и со всеми долгами. Жители Матьянги уже и вспомнить не могут, кто и когда «заправлял» их хозяйством. В последние годы этим занимаются «Тисто» и «ЖКО».
Сегодня колпашевцы, как и население многокварников по всей стране, задумываются о том, в чьи руки попадут их дома и они сами после вступления в силу нового Жилищного кодекса. Даже в небольшом Колпашеве уже активно действуют сомнительные личности, не имеющие никакого отношения к «коммуналке» и тем не менее призывающие доверить им ведение хозяйства отдельных домов и целых кварталов. Товарищество собственников жилья, управляющая компания – эти названия уже вызывают вопросы и опасения, подкрепленные негативным опытом общения с коммунальными службами.
Среди коммунальщиков в свою очередь бытует мнение, что управляющие компании – это некие структуры-посредники, в которых будут оседать средства жильцов, выплаченные ими в счет предоставления коммунальных услуг и не дошедшие до непосредственных исполнителей работ. Для распоряжения суммами по собственному усмотрению «домоуправам» необходимо будет только юридически грамотно составить соответствующий договор. Можно не сомневаться, что найдутся умельцы, которые постараются, учитывая правовую неосведомленность большинства граждан, в очередной раз представить жильцов в роли «лопухов».
Коммунальщикам в ближайшее время тоже предстоит найти ответы на многие вопросы. Например, на вопрос о том, какое жилье стоит принимать в обслуживание и как получить проектные документы на недвижимость. Известно, что муниципальное жилье должно передаваться с пакетом документов, которых, как выясняется, колпашевские коммунальщики в глаза не видели.
Здесь вспоминается недавняя авария на Песках, произошедшая после пожара в котельной. Жители, возмущенные нерасторопностью коммунальщиков, которые поначалу выглядели беспомощно, пытаясь «методом тыка» разобраться, где какие трубы проложены и вентили закручены, буквально кричали: «Они не знают свое хозяйство! Что они могут сделать?!». Людей можно было понять, ведь в 40-градусные морозы им пришлось несколько дней мерзнуть в квартирах с ледяными батареями.
В случае аварий и авралов в домах коммунальщикам тоже приходится действовать «вслепую». А когда жильцы с Клубного заинтересовались наличием документов у обслуживающих предприятий, им ответили: «Нам их не дали. Если они вам нужны, делайте сами». Для оформления проектной документации необходимо найти всего-то около 200 тысяч рублей.
Руководители «Тисто» и «ЖКО» заверяют, что готовы работать на рынке коммунальных услуг, сохраняя предприятия и рабочие места. Однако жильцы дома N 13/1 в целесообразности общего ведения хозяйства сомневаются. Они решили заключить договор на техобслуживание с другой компанией.