Коллегиальное самоуправление

19 Апреля 2006
Коллегиальное самоуправление

Чтобы выжить, главы муниципалитетов и поселений объединились в Совет.

Административная реформа, о которой действующая власть говорит не меньше, чем в свое время большевики о революции, вступила в последнюю, решающую фазу. Местное самоуправление, до последнего момента рассматривавшееся как потенциальная сила, пока неспособная на продуктивное развитие, обрела действительную власть. Знаменитый 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вывел МСУ на принципиально новый уровень: города, поселки и даже небольшие сельские поселения формализовались в качестве самостоятельных административных единиц, а «большая» власть признала их право самостоятельно определять, как жить.

В частности, в Томской области соответствующий областной закон определил статус и границы для 140 муниципальных образований: четырех городских округов, шестнадцати муниципальных районов, трех городских и ста семнадцати сельских поселений. Для полноценного управления этими административными единицами в ходе самой масштабной за всю историю Томской области кампании осенью прошлого года жители области избрали местных руководителей - 134 главы и 1461 депутата представительных органов муниципальных районов, городских округов и поселений. В результате такого массового народного волеизъявления больше половины постов заняли люди, уже имевшие опыт административной работы. Однако почти треть (32,5 %) «главенствующих постов» заняли управленцы–новички, окунувшиеся в пучину абсолютно новой властной системы.

Омуты власти

Для большинства, особенно отдаленных, «районных» МСУ решительные действия федеральных законодателей стали серьезным испытанием на прочность. Неопытные главы малых муниципалитетов, не успев отойти от предвыборной лихорадки, встали перед серьезной проблемой – самостоятельная административная единица обязана иметь собственный, по всем правилам составленный бюджет. И не просто таблицу, в которой дебет соответствует кредиту, а приход расходу (разделить «спущенные сверху» деньги особого ума не надо), а полноценный финансовый документ. Кроме того, для всех МСУ обязательным является казначейское исполнение этого самого бюджета, что само по себе требует немалого опыта в бюджетном делопроизводстве. Но и это еще не все. Едва ли не более сложным в работе новых глав администраций и поселений стали взаимоотношения с федеральными и областными властными структурами: налоговиками, УВД, прокуратурой, казначейством и так далее. Имя им, как известно, – легион. А это уже не шутки – любой просчет или политическая интрига могут стоить благополучия жителям подведомственной территории. И апеллировать, к примеру, к губернатору никаких формальных прав нет – самоуправление означает «управляем сами» и за собственные ошибки несем полную ответственность. Вот только что делать, если неопытность руководства обернется отсутствием топлива для котельной зимой или отсутствием зарплат для бюджетников? Вопрос отнюдь не риторический...

Впрочем не следует думать, что инициаторы реформы в Томской области не понимали возможных последствий безоглядных игр во властную самостоятельность. В общей сложности принято 57 областных законов, так или иначе касающихся преобразований в сфере местного самоуправления. Прошли регистрацию Уставы всех 140 муниципальных образований. Еще в ноябре 2005 года областная дума приняла закон Томской области о переходном периоде, который на 2006 год закрепил ряд полномочий по решению вопросов поселений за муниципальным районом. А выборы глав муниципальных районов прошли под пристальным наблюдением областной администрации – с управленческим опытом на этом уровне проблем существенно меньше.

Но главное, вышестоящие органы власти сразу после окончания выборов плотно занялись подготовкой руководителей «нового призыва». Сразу же после окончания муниципальных выборов были проведены установочные семинары для глав и руководителей представительных органов всех муниципальных образований области. Все новоизбранные руководители получили на руки модельные правовые акты на бумажных и электронных носителях. Для депутатов был проведен однодневный семинар в режиме телеконференции, в котором приняли участие 600 человек. Вообще за 2005 год через особые обучающие программы в Томской области прошло 1419 человек, отныне облеченных властью.

- В этом году в результате конкурсного отбора из 9 учебных заведений для реализации 15 программ подготовки и переподготовки кадров муниципальных образований определены 6 вузов, – делится планами образовательных проектов для МСУ начальник департамента по работе с муниципальными образованиями администрации Томской области Григорий Горбунов, - планируем обучить 2058 человек, в том числе 1372 депутата.

Однако основной прорыв в вопросах взаимоотношения с региональными властями решили сделать сами представители МСУ. Они взялись объединить свои усилия в деле достижения главной цели реформы местного самоуправления – повышения качества жизни людей.

Совет как форма взаимодействия

Тот факт, что сообща решать наболевшие проблемы проще и удобнее, общеизвестен. Однако сообщество облеченных властью представителей муниципалитетов и поселков, особенно имеющее оговоренный статус, – это действительно сила. А статус такому объединению определил тот самый 131-ФЗ, рекомендующий создавать в регионах особые Советы муниципальных образований.

- Совет будет объединять все муниципальные образования Томской области, изъявившие желание объединяться, – подчеркивает Григорий Горбунов. - Главное теперь - грамотно выстроить работу органов местного самоуправления, чтобы обеспечить решение приоритетной задачи: не допустить ухудшения качества предоставляемых услуг населению во всех сферах жизнедеятельности.

Вопрос этот тем более актуален, что, по настоянию губернатора Виктора Кресса, тот самый переходный период, который выделяется новым органам МСУ, ограничен одним годом. С 1 января 2007 года самоуправление уже на уровне поселений в Томской области получит действительную и полную самостоятельность, полномочия и финансовые средства на их исполнение. А чтобы самостоятельность, в том числе финансовая, не превратилась в вакханалию, на страже интересов собственно муниципалитетов (а не их руководителей) отныне будет стоять Совет муниципальных образований Томской области. Как ни крути – дополнительная степень защиты.

Наверх